В современном китайском кинематографе лишь немногие смельчаки приближаются к некогда популярным, но изжившем себя «уся» — тем самым боевикам с летающими кинжалами и затаившимися драконами. К тому же за долгие годы существования жанр значительно изменился — с возросшей популярностью реализма истории о великих воинах были вынуждены эволюционировать.

Таким образом, на смену «самураям» пришли «цзянху». Поначалу так называли общество героев-отшельников, но затем термин распространился на различные криминальные круги — гангстеров, мелких бандитов и триад. Подобные картины, благодаря универсальности тем, частенько выбираются за пределы Поднебесной, а гангстерская драма одного из самых известных режиссеров страны, Цзя Чжанкэ, и вовсе стала долгожданным гостем в Каннах.

Рецензия на фильм «Пепел — самый чистый белый». Deaddinos - изображение 1

Правда, «Пепел — самый чистый белый» лишь притворяется цзянху-произведением, потому первую треть хронометража он возводит мир второсортных мафиози, чтобы одним махом разрушить его. Картина берет начало в 2001-ом году в маленьком шахтерском городке и сосредотачивает внимание на мистере Бине — мелком криминальном боссе, мечтающем о троне местного дона.

Герой держится невозмутимо, редко разговаривает и, кажется, теряет стать лишь в разговорах с высшими чинами. В остальное время Бинь старается выглядеть крупным боссом. Каждый раз, когда он закуривает сигарету, десяток подхалимов с зажигалками оказываются рядом, но, словно чтя традиции старины, самодостаточный «мафиози» пользуется собственными спичками.

Цяо, молодая танцовщица и невеста Биня — единственная, кому разрешено вольничать в окружении местных бандитов. Она свободно кружит по прокуренному игорному залу, непринужденно болтая с криминальными авторитетами, заглядывает в карты жениха и без спроса затягивается его сигаретой. Именно Цяо — главная героиня и моральный стержень фильма, а вовсе не мелкий преступник Бинь, который пытается казаться большим человеком в городке, потихоньку идущем ко дну вместе со всеми жителями.

Из-за снижения цен на уголь шахтерские поселения Китая погрязли в экономической нестабильности, которая, начавшись в 90-ых, в той или иной форме продолжается и по сей день. Честные работяги, окружающие главных героев, теряют жилье и едва сводят концы с концами, и лишь недальновидные богачи продолжают цепляться за бизнес в этих районах, тогда как предусмотрительные дельцы меняют недвижимость в Шаньси на захудалые казино в Макао.

Но экономические трудности мало беспокоят Биня, которому со смертью босса открывается дорога к вершине карьерной лестницы. Цяо его стремления не радуют, что видно по тому, как резко портится настроение девушки, когда в разгар праздничной дискотеки суженый роняет незаконно приобретенный пистолет. Бинь пытается привить ей свой образ жизни и даже учит стрелять из огнестрельного оружия, но верная Цяо, подыгрывая желаниям любимого, лишь закрывает глаза при выстрелах.

В той же сцене главная героиня задумчиво упоминает о том, что сгорая в огне вулкана все очищается до кристально белого пепла. Когда Бинь попадает в опасную передрягу, именно Цяо встает на его защиту, хотя он откровенно плюет на чувства девушки и отказывается жениться на ней. Даже зная, что ради спасения безрассудного глупца ей придется сесть в тюрьму на долгие пять лет, она принимает это, показывая, кто из них достоин гордого звания «цзянху». А время, проведенное в тюрьме, становится для Цяо тем самым очищающим пламенем.

Рецензия на фильм «Пепел — самый чистый белый». Deaddinos - изображение

Далее картина совершает скачок в 2006-ой год в городок у реки Янцзы, в котором на тот момент вводили в эксплуатацию электростанцию «Три ущелья». Столь крупное предприятие сулило людям работу и хорошие деньги, а потому именно там осели беглые бизнесмены из затронутых кризисом районов. Здесь Цяо, уже не наивная молодая девушка, а измотанная женщина, которая пытается найти бывшего жениха.

Ближе к концу фильм вновь перенесется во времени — уже в 2018-ый год. Подобный прием Цзя Чжанкэ использовал в другой картине «И горы сдвигаются с места», однако в «Пепле» длительные «провалы» идеально вписываются в повествование и не кажутся неуместными прорехами в истории. Фактически, сценарий построен таким образом, что временные пропасти и события вне повествования являются основой сюжета, его движущей силой. Молчание двух хронологических скачков рассказывают больше, нежели слова и действия героев.

Дело в том, что самым важным «персонажем» картины является место действия. За семнадцать лет, которые охватывает фильм, многое изменилось как в самом Китае, так и в умах и жизнях простых людей. И на примере путешествия девушки из неблагоприятных 90-ых в блеклую, но более свободную современность сквозь многообещающие 2000-ые, Цзя Чжанкэ демонстрирует многогранность и стремительность китайского пути.

Рецензия на фильм «Пепел — самый чистый белый». Deaddinos - изображение 3

На первый взгляд фильм повествует о неотвратимом упадке человека и государства, но по факту в центре сюжета оказывается перевоплощение главной героини из робкой девчонки в большого человека. Становлению волевой женщины вторит и формирование целой страны. При этом, благодаря пиетету Цзя Чжанкэ к судьбе родины, картина по-настоящему трогательна и искренна в своей задумчивой меланхолии.

Как и в случае с «Горами» для «Пепла» понятие времени является критически важным. Оно неумолимо и грузно, течет медленно и размеренно. Время у Цзя Чжанкэ — жестокий левиафан, который втягивает людей в создаваемые им водовороты судьбы, как бы они не старались сбежать. Даже Цяо лишь на время удается вырваться из лап неотвратимого хода времени.

Рецензия на фильм «Пепел — самый чистый белый». Deaddinos - изображение 4

Буквально все работы режиссера выделяются необычным стилем съемки. Он показывает мир с документальной точностью, используя различные приемы для сохранения поэтической романтики происходящего. В «Пепле» медлительная камера наполняет спокойствием даже экшен-сцены, без которых немыслимы цзянху-фильмы, а многие диалоги поданы цельными дублями. В какой-то момент Цзя Чжанкэ запирает героев в тесной комнате и на протяжении 10 минут позволяет им кружить в метафорическом танце, пока камера, не отводя взгляда, следит за каждым их движением.

«Пепел — самый чистый белый» — это драма цвета пепельной меланхолии, повествующая о людях, любви и неумолимом течении времени. В поэтичном документализме Цзя Чжанкэ изобразил полную страданий, но не безнадежную картину о собственной родине, которая, как наивная китайская девушка Цяо, стойко встречает потрясения и закаляет характер в вулканическом пламени судьбы.

Кирилл Ушаков
Медлительный диплодок