Сегодня Винсент Ван Гог является одним из самых узнаваемых художников — струящиеся размашистые мазки, периодически пытающиеся свернуться в клубок, невозможно ни с чем спутать, равно как и нагромождение ярких оттенков, что отчаянно борются за власть над полотном. При этом судьба художника зачастую меркнет на фоне его работ. Широкой огласки удостоились разве что история с отрезанным ухом, увенчавшая покушение на Поля Гогена, и увлечение абсентом, граничившее с зависимостью.

А ведь жизнь Ван Гога, вопреки обворожительности его наиболее известных картин, была полна лишений и невзгод. По словам самого живописца, его детство выдалось «мрачным, холодным и пустым»; юность же заполнили скитания по Европе, сопровождавшиеся мучительными поисками собственного я; а зрелость соседствовала с острой нуждой и отчуждением, которое сначала привело Винсента на юг Франции, а после бросило в объятия смерти, задремавшей в тихом «предместье» Парижа.

Рецензия на фильм «На пороге вечности». Deaddinos - изображение
«На пороге вечности», 2018 год

В противовес оглушительной популярности Ван Гога о живописи Джулиана Шнабеля знают немногие, ведь прежде всего он известен как кинорежиссер. При этом кинорежиссер довольно своеобразный — все его художественные фильмы являются биографическими и повествуют о деятелях искусства разной величины с богатыми на события судьбами. Но наиболее громким из их числа оказался именно «На пороге вечности», поскольку его главным героем стал Винсент Ван Гог.

Фильм берет начало в Париже конца 19-го века, за пару лет до смерти художника. Ему далеко за тридцать и почти десятилетие он беспробудно увлечен живописью, но признание и достаток высокомерно обходят его стороной. На фоне многочисленных разочарований как в работе, так и в личной жизни Винсент отправляется в городок Арль, одну из жемчужин Прованса, чтобы обрести покой и полностью раствориться в живописи.

С некоторыми оговорками, сюжет «На пороге вечности» ограничивается этой обрывистой информацией. Фильм чрезмерно хаотичен, лишен четкой структуры и конфликта в привычном понимании, а часть его событий настолько неочевидна, что уловить их суть, ничего не зная о судьбе Ван Гога, практически невозможно. Все потому, что Джулиана Шнабеля интересовал не столько сам художник, сколько его эмоциональное состояние за миг до того, как он «ворвался в вечность».

Все в фильме подчиняется сиюминутному и зачастую болезненному порыву — сначала Ван Гог восхищается пшеничными полями и глупо улыбается заходящему солнцу, а мгновение спустя бьется в приступе паники или с безумным видом водит кистью по полотну. На подобном контрасте, граничащем с полным отсутствием логики, построена вся картина. Иной раз складывается впечатление, что Джулиан Шнабель видит в Ван Гоге не мыслящего человека, а оголенный нерв, который полностью утратил сознание.

Запредельной отрешенности и своего рода бесформенности живописца вторят и постоянно обрывающаяся музыка, и специфическая операторская работа. Камера без конца трясется и мечется из стороны в сторону, словно раненый зверь. С одной стороны, причины подобной «неусидчивости» ясны — она должна передать потерянность и нестабильность эмоционального состояния Ван Гога. С другой — этот прием применяется не в отдельно взятые моменты, подчеркивая их важность, а на постоянной основе, и без должного контраста ему не удается вырасти в нечто осмысленное и глубокое.

Рецензия на фильм «На пороге вечности». Deaddinos - изображение 2
«На пороге вечности», 2018 год

Ситуацию немного выравнивает Уиллем Дефо, номинированный за воплощение Винсента на «Оскар». Он то заразительно радуется, то проникновенно страдает, и последнее выходит у него столь пронзительно, что жалость к непонятому творцу оказывается единственной весомой эмоцией, заложенной в фильм. К тому же Дефо отведено настолько мало времени, что его образ не успевает обрести законченной формы. Иными словами, Уиллем Дефо так и не успевает до конца перевоплотиться в Винсента Ван Гога.

«Печаль будет длиться вечно».
— Винсент Ван Гог

В результате «На пороге вечности» представляет Винсента как вечно страдающего неврастеника, которого стоит любить и жалеть. Он напрочь лишен недостатков и полутонов, а следовательно он стерилен и нежизнеспособен, ведь его лишили конфликта с самим собой. И это главный недостаток фильма — он не видит ценности в личности художника, для него, как и для миллиона обывателей, важны лишь его работы.

Прежде всего, Ван Гог примечателен тем, что он сумел преобразить собственную боль, которая копилась годами и впоследствии вылилась в алкоголизм и психическое расстройство, в нечто прекрасное. Он черпал силы из противоречий, которым Джулиан Шнабель не нашел места в своей работе, а это низложило Ван Гога до именитого фона, который будто бы побоялись обидеть излишней откровенностью.

Рецензия на фильм «С любовью, Винсент». Deaddinos - изображение 1
«С любовью, Винсент», 2017 год

Что любопытно, на те же грабли наступил и другой фильм о пламенно-рыжем голландце — «С любовью, Винсент». Это картина с более привычной структурой, действие которой разворачивается после смерти Ван Гога и представляет собой прямолинейный детектив средней руки. При этом выглядит она потрясающе — все благодаря 125 художникам, которые при помощи ротоскопирования оживили картины Ван Гога и при этом не растеряли их обаяния.

Беда в том, что «С любовью, Винсент», как и «На пороге вечности», выставляет Ван Гога исключительно в положительном свете. Здесь также не нашлось места его порокам, о которых прекрасно известно. А если кто-то и отзывается о нем нелестно, то лишь персоны сомнительной наружности. Иными словами, оба фильма прямо заявляют, что личность творца не имеет ровно никакого веса на фоне его наследия.

Рецензия на фильм «С любовью, Винсент». Deaddinos - изображение 2
«С любовью, Винсент», 2017 год

В этом умозаключении нет ничего предосудительного, вопрос в другом — зачем Джулиан Шнабель потревожил Ван Гога, если главным действующим лицом фильма оказывается не он сам, а его расстройство? Стоило ли строить повествование «С любовью, Винсент» вокруг художника, раз в рамках фильма он не имеет особого веса? И это не говоря о том, что обе картины выдают за факт неподтвержденные теории, касающиеся смерти Винсента.

«Вы столько хотите знать про его смерть, а что вы знаете про его жизнь?»
— «С любовью, Винсент», 2017 год

Вопреки обилию сомнительных решений, «На пороге вечности» оказался крайне любопытным фильмом, который навряд ли найдет отклик у широкого зрителя. Для этого он слишком сбивчив и противоречив в суждениях. Но для тех, кто серьезно увлечен кинематографом, работа Джулиана Шнабеля может оказаться не всегда приятным, но в меру нетривиальным и увлекательным опытом. Главное, вовремя абстрагироваться от мысли, что речь идет не о потускневшем образе, а о конкретном человеке.

Юрий Ягупов
Косматый бронтозавр