Популярность подростковых комедий достигла пика в 80-е с выходом «Клуба “Завтрак”» и «Выходного Ферриса Бьюллера». К следующему десятилетию увлеченность школьными историями пошла на спад, а жанр захватила пошлость «Американских пирогов», вслед за которой он и вовсе ударился в бесконечные сюжеты про умирающую молодежь. Однако в последние годы подростковое кино обрело новое дыхание благодаря режиссерам-дебютантам.

Относительно свежие «Леди Берд» и «Восьмой класс» вычленили главную сложность подросткового кино — современных детей с их мириадом проблем, преимущественно связанных с самоидентификацией, все труднее уместить в рамки типичных историй об отношениях качков-хулиганов и непопулярных дурнушек. Отчасти именно поэтому «Образование», снятое актрисой Оливией Уайлд, столь решительно встряхнуло жанр, несмотря на кажущуюся вторичность сюжета.

Рецензия на фильм «Образование», Deaddinos - изображение 1

Картина застает Молли и Эми за специфичным обрядом — девчонки при виде друг друга заводят неловкий, но, похоже, годами тренируемый «ритуальный» танец, а затем начинают болтать на им одним понятном языке. Именно такая у них дружба — со стороны странная, но очень органичная и естественная внутри. При том, что фильм застает отношения героинь далеко не в начале пути, правдоподобность их безграничной любви не вызывает никаких сомнений.

Но не все вокруг разделяют подобную теплоту к закадычным подружкам. Одноклассники сторонятся их, задирают в коридорах школы, а за глаза придумывают обидные шутки. Все потому, что Молли и Эми, как и положено типичным «ботанам», ценят высокие оценки и стремятся поступить в престижные университеты. Жертвами, как водится, становятся личная жизнь и репутация среди сверстников.

Последний день занятий — весьма пугающий и тревожный миг для всех подростков, а для Молли он и вовсе оборачивается жутким открытием. Оказывается, все те, кто прогуливал школу, влюблялся, устраивал вечеринки, все хулиганы и красавицы без затруднений поступили в хорошие вузы. И для этого им не пришлось просиживать лучшие годы в библиотеке, жертвуя яркими впечатлениями бурной молодости.

Чтобы не остаться в стороне от всеобщего веселья, девчонки решают хотя бы в последний день оторваться по полной, посетив самую безудержную выпускную вечеринку в городе. Неопытным в социальной жизни героиням предстоит сумасшедшее путешествие от дома строгих родителей в мир громкой музыки и поцелуев в ванной комнате.

Рецензия на фильм «Образование», Deaddinos - изображение

Сюжет «Образования» лишен привычных для жанра клише. В частности, романтические отношения, которые зачастую стоят во главе угла, Оливия Уайлд и команда сценаристов затронули лишь вскользь. Основной темой фильма является поиск собственного я в мире, в котором каждый человек уникален, а различные преграды помогают героиням отыскать свое место в обществе, исследовать новые грани личной жизни и раскрыть богатый юношеский потенциал.

На первый взгляд персонажи «Образования» кажутся набором стандартных стереотипов — Оливия Уайлд вводит привычные образы в сюжет, а затем планомерно развивает их. Карикатурные и нелепые герои из начала фильма к финалу превращаются в многогранные и яркие личности, вызывающие одновременно и симпатию, и негатив. Именно такими и должны быть герои подростковых картин — индивидуальными и неоднозначными, а не безликим набором штампов.

Рецензия на фильм «Образование», Deaddinos - изображение 3

За двухчасовой хронометраж «Образование» демонстрирует не один десяток интересных персон, и поскольку каждой из них досталась лишь горстка экранного времени, молодые актеры выжали максимум из доступных сцен. Всякий раз, когда кто-то из второстепенных героев выходит на первый план, они не просто тянут на себя одеяло, а пытаются взять на абордаж весь фильм. В итоге действо получается по-хорошему хаотичным, разнообразным и неожиданным — настоящим олицетворением молодости, полной свежих впечатлений и страхов перед неизведанным.

При том, что в распоряжении Оливии Уайлд оказалась масса ярких молодых актеров, главным открытием стали главные героини. До этого Бини Фельдштейн мелькнула в «Леди Берд», а Кейтлин Дивер в «Красивом мальчике», но именно «Образование» может стать началом их внушительных карьер. Актрисы провели массу времени вместе, пока готовились к съемкам, и это видно невооруженным глазом. Дружба героинь — единственное, что всегда остается в фокусе, несмотря на всеобщую суматоху.

Рецензия на фильм «Образование», Deaddinos - изображение

«Образование» — живой и яркий фильм, который не похож на работу новичка. Грамотный монтаж и свежие визуальные решения, вкупе с искрометным саундтреком, придают картине уникальную фактуру. События ни на секунду не сбавляют темпа — нелепые ситуации следуют одна за другой, и даже когда кажется, что большего абсурда уже не придумать, Уайлд подкидывает очередное полено в добела раскаленную топку.

За невероятно смешными шутками, которыми комедия наполнена доверху, и круговоротом увлекательных событий прячется трогательная история о дружбе современных подростков. В интерпретации Уайлд это не сорвиголовы, не способные оторваться от смартфонов и мечтающие лишь о противоположном поле, а неуверенные, но очень яркие маленькие личности.

Герои «Образования» вслепую исследуют дивный новый мир, бесконечно сталкиваются и разбивают коленки. Иронично, что именно эта картина со столь внушительным набором нелепых ситуаций и перегибающими палку героями, имеет все шансы на возрождение жанра. Пока другие стараются казаться правдивыми, внутренний ребенок Оливии Уайлд легко выхватывает саму суть подросткового периода жизни. Молодость, как и «Образование» — это не какой-то продуманный и реалистичный сценарий, а череда дурацких идей и бездумных свершений, неоправданного риска и тысяч возможных тропинок в будущее.

Кирилл Ушаков
Медлительный диплодок