В последнее время биографическое кино зациклилось на красивых историях о людях, рвущихся к недостижимым для простых смертных вершинам. Но прошлогодняя комедия Мариэль Хеллер — «Сможете ли вы меня простить?» — повествует о писательнице Ли Израэль, чья жизнь совершенно не вписывается в подобные рамки. Если персонажи других картин, несмотря на лишения, все же приходят к успеху, то здешняя героиня знать не знает, что такое настоящий триумф.
Ли Израэль, воплощенная комедийной актрисой Мелиссой Маккарти, вовсе не одиозная личность, герой поколения или внушительный талант, который прозевали современники. За литературную карьеру, не считая поздних мемуаров, она написала две успешные биографии — вторая вышла в 1982-ом году и даже стала бестселлером по версии New York Times, — но третья книга обернулась провалом. Настолько болезненным, что с приходом меланхоличных 90-ых, Ли очнулась не только у разбитого корыта, но и в полнейшем забвении.
Растратив запал на несколько историй о ярких звездах, Ли так и не сумела обрести собственный голос и написать по-настоящему личное и самодостаточное произведение. Стоило читательскому спросу на биографии упасть, как к ней пропал всякий интерес, и ее имя попросту затерялось на фоне увлекательных судеб знаменитостей, о которых она писала.
Настоящую Ли Израэль тяжело назвать приятным и дружелюбным человеком. Вторую половину жизни она постоянно пила, материлась, как сапожник, и отталкивала всех, кто был к ней хоть немного благосклонен. От того ближе к закату жизни она оказалась в добровольной изоляции, не пошедшей ей на пользу. Грязная квартира, ни единой строчки для новой книги, долги по квартплате и кошка в качестве единственного друга — вот и все, что осталось у некогда популярной писательницы.
Изображение неприятных героев для Мелиссы Маккарти далеко не в новинку, правда, зачастую именно ее манера игры «уродовала» их. И хотя однажды актриса уже продемонстрировала недюжие драматические способности, ее ядовитый сарказм впервые оказался настолько уместным. Именно сценарий и старания Маккарти превратили угрюмую и злую женщину в заслуживающего симпатии и понимания человека. В отдельные моменты фильм походит на откровенную попытку обелить отталкивающую даму, но он настолько убедителен в этом, что на субъективность не хочется обращать внимания.
Во время работы над новой книгой героиня натыкается на письмо известной писательницы и решает продать его в ближайший книжный магазин. Но так как в личных переписках литературные гении зачастую скупились на живописные слова, Ли решает сжульничать и дописывает к оригинальному тексту пару строчек собственного сочинения. Благодаря этой хитрости, она без особых проблем зарабатывает несколько сотен долларов и осознает, что нащупала золотую жилу.
Однако Ли находит в подобном жульничестве не только материальный интерес. Со стороны выглядело, будто она всю карьеру копалась в чужих жизнях и примеряла на себя непомерно большие образы звезд. В реальности же писательница всегда прятала голову в песок, отмахивалась от окружающих и только в книгах могла взглянуть на мир глазами кумиров. А подделка личных переписок позволила забраться под кожу этим «небожителям». Причем талант Ли заключался не в копировании чужого стиля, а в способности приукрасить его.
Не совсем легальный бизнес быстро привлекает внимание властей, а потому мисс Израэль находит неожиданного союзника. В одну из попыток утопить одиночество в алкоголе она знакомится с эпатажным жуликом и наркоманом Джеком Хоуком. Тот оказывается полной противоположностью писательницы — харизматичный и способный расположить своей хитрой улыбкой любого встречного.
Из-за карикатурности в неумелых руках оба героя могли превратиться в неправдоподобные наборы клише. Но в данном случае вечно шутящий Джек идеально дополняет угрюмую Ли — его манерность вызывает улыбку на вечно недовольном лице писательницы, а ее социопатия здорово контрастирует с красноречием импозантного жулика.
Несмотря на общую комедийность, внешне «Сможете ли вы меня простить?» сочетает в себе приглушенные тона прошлого фильма Мариэль Хеллер «Дневник девочки подростка» и серую подавленность «Внутри Льюина Дэвиса» Коэнов. Да и тематически история одинокой и неудачливой писательницы рифмуется именно с депрессивным мюзиклом о безуспешном музыканте.
Мариэль Хеллер вместе с оператором удалось воссоздать медленный и меланхоличный Нью-Йорк 90-ых, который еще не подхватила вечная спешка современности. Тесные улицы, пробирающий до дрожи осенний ветер и едва различимые цвета, так и норовящие раствориться в общей серости — внешний вид города буквально вторит душевному состоянию героини.
«Сможете ли вы меня простить?» рассказывает довольно противоречивую историю без излишнего морализаторства. Израэль и Хоук — обаятельные преступники, чьи подделки не только обошлись коллекционерам в тысячи долларов, но и по ошибке попали в различные биографические издания. При этом писательница так и не раскаялась в содеянном, ведь скоротечная минута славы и возможность применить талант, пусть и не самым порядочным способом, стоили любого наказания. Так и Мариэль Хеллер не пытается создать мнимую мораль на пустом месте. Она не осуждает ни добровольную изоляцию Ли, ни разгульный образ жизни Джека.
«Сможете ли вы меня простить?» пытается казаться угрюмым и суровым фильмом о неприятной даме, но за холодной ширмой легко разглядеть безграничное расположение режиссера к главной героине. Из-за этой симпатии и дьявольски обаятельной игры Мелиссы Маккарти картина сочится теплотой и искренностью. Мариэль Хеллер превратила драматичные мемуары в комедию о дружбе и призвании, полную живого и язвительного юмора. Но в итоге, вопреки легкому настроению, от нее остается горьковатое послевкусие.