Стриминговый сервис Netflix, развившись до продюсирования оригинальных фильмов и сериалов, стал идеальной площадкой для небольших студий и малоизвестных творцов, отчаянно желающих снимать большое кино, которое по разным причинам не способно пробиться в широкий прокат и, как следствие, заведомо обречено на коммерческий провал.

Под крылом этого медийного гиганта особенно тепло устроились небольшие научно-фантастические проекты, которые при всем желании не сумели бы выдержать конкуренции с высокобюджетными собратьями. К сожалению, пока на данном поприще у Netflix выходят либо откровенные, но смелые провалы («Парадокс Кловерфилда» и «Немой»), либо проходные и незапоминающиеся фильмы на один вечер («Арка» и «Спектральный анализ»).

Тем не менее время от времени до широкого зрителя добираются настоящие жемчужины такие, как прошлогодняя «Окча», недавняя «Аннигиляция» или крайне нетипичный и амбициозный зомби-хоррор — «Бремя». Четыре года назад австралийские режиссеры Иоланда Рамке и Бен Хоулинг сняли скромную и малопримечательную короткометражку, из которой и выросла полноценная картина, да не с кем-нибудь, а с Мартином Фрименом в главной роли.

Рецензия на фильм “Бремя”, Deaddinos - изображение 1

Фильм открывают живописные пейзажи безлюдных австралийских равнин, столь часто используемые в кино для демонстрации надвигающегося заката человечества. Семья из трех человек мирно плывет по реке на небольшой яхте и обсуждает незамысловатые житейские заботы — вокруг идиллия и покой, в которые ненавязчиво вклиниваются едва заметные намеки на растущее напряжение. «Бремя» совершенно не спешит оголять свою истинную натуру. В результате, первую треть фильма главные герои банально пытаются понять, как им растить дочь в мире, который свернул в неизвестном направлении.

Фримен, как всегда, оказался хорош в роли компетентного обывателя, на долю которого разом сваливаются все беды мира. Цепь неудачных событий вынуждает его вместе с семьей покинуть спасительную реку и отправиться в полные неожиданных опасностей равнины. Тут то фильм и открывает страшную правду о своем мире — неизвестная катастрофа привела к тому, что человечество обратилось в безмозглых ходячих мертвецов. Но, по классике жанра, слово на букву «Z» из раза в раз остается за кадром.

Ждать подробностей о зарождении и распространении эпидемии не стоит, поскольку картина аккуратно вклинивается в запечатленный ею мир посреди его агонии. Малоизвестные режиссеры даже не стали пытаться свернуть горы и сосредоточились на скромном временном промежутке и скоротечной истории одной-единственной семьи. К тому же тон фильма с самого начала дает понять, что, в первую очередь, это произведение о людях и их ценностях, нежели о самих зомби.

Картина представляет собой одну большую аллюзию на то, как человечество относится к окружающему миру, и в каком состоянии его унаследуют грядущие поколения. Попытка отца спасти дочь и его трагическая одиссея в поисках безопасного места для ее воспитания в условиях зомби-апокалипсиса становятся яркой демонстрацией несгибаемости родительской любви даже под натиском самых изощренных невзгод. «Бремя» — это предельно человечное кино, с бережностью подходящее к своим персонажам и окружающему их миру. Причем для своего жанра это очень трогательный и гуманный фильм, в котором ходячие мертвецы служат лишь фоном.

Рецензия на фильм “Бремя”, Deaddinos - изображение 2

Подобный подход, на основе которого, к примеру, выстроен сериал «Ходячие мертвецы», работает на все сто — за полтора часа экранного времени герою Фримена придется встретить множество людей, услышать различные мнения и столкнуться с противоположными взглядами на адаптацию к новой жизни посреди смертельной опасности. Фактически, «Бремя» — это типичный роуд-муви, в котором события и антураж постоянно меняются, благодаря чему набившая оскомину история играет новыми красками.

В то время как одни герои уже устали бороться и сложили оружие перед надвигающейся безысходностью, вторые ищут новые, порой бесчеловечные способы выживания, а третьи покорно смотрят на горящий мир, который давно катился в пропасть (о чем прекрасно знало все человечество) и наконец прибыл в пункт назначения. Все это по-отдельности далеко не ново для зомби-хорроров, но то, как режиссеры картины расставляют акценты и связывают различные точки зрения в солидную и цельную историю, заслуживает уважения.

Рецензия на фильм “Бремя”, Deaddinos - изображение

При том, что «Бремя» может похвастаться замечательной актерской игрой Мартина Фримена и потрясающей кинематографией, удачно захватывающей дух безжизненных равнин австралийского континента, его главной отличительной чертой является свежесть в подходе к полу-живому жанру вкупе с честностью и аккуратностью, с которой он рассказывает свою компактную историю.

«Бремя» — это неожиданно тихая, спокойная и малонасыщенная интерпретация кровожадного зомби-апокалипсиса, в которой наибольшее внимание уделено глубине истории и исследованию человеческой натуры. Для столь вторичного на первый взгляд произведения о ходячих мертвецах в «Бремени» теплятся неожиданно разумные мысли и не желающее затихать сердце.

Кирилл Ушаков
Медлительный диплодок