Польский режиссер Павел Павликовский обрел известность в 2013-ом году, после выхода черно-белой драмы «Ида». Она настолько удачно переплела религию и геноцид времен Второй мировой войны, что на «Оскаре» 2015-го получила статуэтку в категории «лучший фильм на иностранном языке». В прошлом же году до экранов добрался новый фильм Павликовского — «Холодная война», — в котором он объединил последствия самой кровопролитной глупости человечества и пылкие отношения между мужчиной и женщиной.

По окончании Второй мировой войны страны и народы, которых невзначай коснулась ее разрушительная длань, очнулись посреди вороха проблем — миллионы убитых и без вести пропавших; разрушенные города; изувеченные экономика, производство и сельское хозяйство. Также война нанесла серьезный удар по культуре — она не только бросила под пули множество молодых и талантливых, но и на годы вытеснила искусство из умов боровшихся за жизнь.

Рецензия на фильм «Холодная война», Deaddinos - изображение 1

Человек, полностью оторванный от культурной жизни, мало чем отличается от животного, ведь это наиболее важная из всех праздных привилегий, что возносит его над собственной природой. Виктор, молодой пианист и главный герой «Холодной войны», отчетливо это понимает. Поэтому, а отчасти и потому, что пришла пора собирать осколки былого мира, он в компании заурядного партработника колесит по польской глубинке в поисках талантов.

На дворе стоит 1949-ый год, война не спеша скрывается в лакунах истории и уступает место приземленных бытовым вопросам. Как прокормить семью, если последние десять лет ты либо прятался от одичавшей от голода смерти, либо судорожно боролся с ее последствиями? На что можно опереться в попытках начать достойную мирную жизнь? Спасение Зулы, боевитой деревенской девушки, таится в ее природном обаянии, звонком голосе и Викторе, вовремя проявившем интерес к родному фольклору.

Поскольку Польша первой столкнулась с агрессией нацистской Германии, Павел Павликовский на правах «наиболее обиженного» мог сконцентрировать все внимание на последствиях Второй мировой и до бела накалить «Холодную войну». Он же предпочел оставить горе и сопутствовавшие ему разрушения за кадром, ведь нет болезненнее ран, чем те, что влюбленные наносят друг другу. Есть в них нечто непостижимо завораживающее и между тем противоестественное.

В начале фильма Польша, подобно Советскому Союзу, пережила не только войну, но и несколько волн репрессий. От части они были направлены и на местную интеллигенцию, вырубленную практически под корень. В результате трудящийся на благо искусства Виктор оказывается одним из отголосков прошлой эпохи — он в меру утончен, молчалив и обаятелен, благодаря ореолу некой загадочности. По меркам места действия и эпохи, настоящий алмаз.

В Зуле же нет ничего от интеллигентной учтивости. Она резка, местами груба и неотесана, как и подобает строптивой деревенской девчонке. В иное время судьба едва ли связала бы их с Виктором, уж больно они разные. Но измученные войной и отчаянно жаждущие любви они вязнут в стихийном порыве. Зуле удается разглядеть в Викторе настоящего мужчину, коих в Польше тех лет осталось не так много, его же увлекает ее простота и природная красота. «Противоположности притягиваются, чтобы разбиться вдребезги».

Рецензия на фильм «Холодная война», Deaddinos - изображение 2

Женщина, будучи возвышенной половиной человечества, на протяжении всей жизни стремится вырваться за пределы клетки, которую сама же и воздвигла. Словно испещренная узорами бабочка, она мечется из одного угла в другой, то влюбляясь и рыдая, то хохоча и разочаровываясь. Это сгусток необузданной энергии, облеченный в тонкую материю. Сгусток, которому не суждено преодолеть внутренний барьер и ознаменовать рождение новой эры.

Мужчина же, со стороны наблюдающий за этим замысловатым танцем и периодически вовлекаемый в него по воле женщины, лишь недоумевает. Ему, плотно увязшему в земле, невдомек, насколько болезненным может быть завораживающий полет. Потому большую часть жизни он озирается по сторонам в поисках короткого пути до праздного покоя, способного скрасить его дорогу к смерти.

Рецензия на фильм «Холодная война», Deaddinos - изображение 3

Это многовековое противостояние, о котором Павликовский впервые узнал, глядя на собственных родителей, является основой фильма. Зула и Виктор представляют собой две неразрывно связанные стихии, которые в порыве страсти жаждут растоптать друг друга. Их борьба оказывается той самой холодной войной, что периодически высекает яркие искры. Так и повествование, подобно всполохам в ночи, имеет лишь расплывчатые очертания. Начавшись в Польше конца сороковых, оно растягивается на пятнадцать лет, перебираясь то в Берлин, еще не разделенный бесполезной стеной, то в вечно праздный Париж, а то и вовсе понуро возвращаясь в Варшаву.

«Во многом это [фильм] о моих родителях — о мире, в котором они жили, который сформировал их и свел вместе. Но также это [фильм] о двух очень привлекательных персонах с огромной индивидуальностью».
Павел Павликовский, интервью Vox

Герои неустанно мечутся по миру, утопают в объятиях друг друга, отчаянно изменяют и расстаются на годы. Но на протяжении всей картины их связывает музыка, послужившая толчком к зарождению их отношений. По сути, она является третьим героем, на котором держится история — сократи любую из попавших в фильм мелодий на пару секунд, и магия начнет таять. Музыка настолько плотно опоясывает весь фильм, что в отдельные моменты он походит на сдержанный мюзикл, от которого отсекли все лишнее.

Рецензия на фильм «Холодная война», Deaddinos - изображение 4

Хотя основное внимание Павликовский акцентирует на отношениях героев, окружающая их эпоха не менее важна. Она всегда пребывает где-то за кадром — будь то зажатая коммунистическая Польша или свободный богемный Париж, — и ненавязчиво влияет на судьбу Виктора и Зулы. Совсем как завершившаяся Вторая мировая война. Герои напрямую зависят от окружающей их среды, то невероятно душной, то излишне свободной.

Так, если в полуразрушенной Польше Виктор сопоставим с внушительным столпом, на которое обопрется будущее всей страны, во Франции он за мгновения превращается в обыденность. Поредевшая интеллигенция Варшавы приумножала его индивидуальность, а огромный творческий поток Парижа низложил до одного из многих. До скучной песчинки, не способной по-настоящему увлечь Зулу.

Несмотря на название, ассоциирующееся с противостоянием Западного и Советского строя, фильм рассказывает о самой древней войне — между мужчиной и женщиной. И холодна она не потому, что в ней нет должного накала или нерва, а потому, что у сторонних наблюдателей от ее виражей леденеют сердце и душа. Более того, в тоскливом и слегка обрывистом прочтении Павликовского эта губительная борьба в очередной раз напомнила, что именно она правит миром и самой жизнью.

Юрий Ягупов
Косматый бронтозавр