Сегодня снимать фильмы на деликатные темы довольно рискованно, ведь сверхчувствительная публика способна растерзать любого, кто влезет не в свое дело. Так, совсем недавно борцов за социальную справедливость возмутил выбор «вполне обычной» Скарлетт Йоханссон на роль трансгендерной дамы, а в прошлом году режиссер фильма «Детройт» Кэтрин Бигелоу была раскритикована за то, что она, будучи белой женщиной из хорошей семьи, решила осветить тему расизма и несправедливого притеснения черного населения.
При этом чилийский режиссер и сценарист Себастьян Лелио, не являющийся 60-летней трансгендерной бабулей, в который раз умудряется поведать о далеких от него вещах с такой чистотой и искренностью, что никто не решается упрекнуть его в паразитировании на чужих проблемах. Одна из прошлых картин 40-летнего фильммейкера «Глория» рассказывала об одинокой женщине на пороге седьмого десятка, пытающейся заново открыть для себя романтические отношения. А его предыдущая картина «Фантастическая женщина» была посвящена транссексуальной девушке, которую по вине ее гендерных предпочтений общество воспринимает, как человека второго сорта.
«Неповиновение» — новое произведение Лелио, в котором он вновь рассуждает на деликатные и максимально далекие от него темы половой самоидентификации и секусальной ориентации. На этот раз в центре его рассказа оказывается Ронни (Рейчел Вайс), предстающая во вступлении довольно обычной нью-йоркской девушкой, которая работает фотографом. Лелио медленно и маленькими порциями делится подробностями, придающими форму ее личности.
Вскоре становится заметно, что нечто невидимое гложет главную героиню, и ни работа, ни дешевые развлечения не в силах унять эту боль. В результате, собравшись с духом, Ронни отправляется в далекое путешествие — не столько на другой континент, сколько в совершенно иной мир, частью которого она когда-то была. Дело в том, что в Лондоне, в ортодоксальной еврейской общине, умер раввин — отец главной героини. Поэтому ей приходится вспомнить свое настоящее имя Ронит, от которого она когда-то отказалась, и вернуться домой, где ее ждут старые друзья, родня и неразрешенные конфликты.
Напряжение между Ронит и сообществом, собравшимся на похоронах, заметно невооруженным взглядом. Старый друг Довид избегает невинного прикосновения, соседи косятся на нее, а лучшая подруга Эсти (Рэйчел МакАдамс) стеснительно прячет взгляд. Все намекает на то, что Ронит покинула дом после громкого скандала. «Неповиновение» умело водит зрителя за нос, ведь поначалу кажется, что главную героиню и Довида, преемника ее отца, в прошлом связывали романтические отношения.
Но затем правда выходит наружу — на самом деле чувства когда-то теплились между Ронит и Эсти, нынешней женой Довида. Но ортодоксальное сообщество строго осудило эти однополые отношения, и главной героине пришлось покинуть отчий дом и отправиться на поиски себя в другую часть света. Эсти же наоборот подчинилась устоям, задвинула «вредные» мысли подальше и запретила себе чувствовать то, что чувствовала по отношению к подруге. Она заключила себя в тюрьму, спрятала собственную уникальность от мира, словно постыдный недуг. А в это время Ронит, одинокая и отвергнутая семьей, сбежала от прошлого и оборвала все связи со старой жизнью.
Истории главных героинь являются отражением друг друга. Столкнувшись с неодобрением общественности, они по-разному подошли к общей проблеме, правда, обе в итоге оказались несчастны. Одна — вдали от дома, куда не доходят даже новости о болезни отца. Другая — в заточении, пытающаяся втиснуться в строгие устои мира, который она не решилась покинуть. Разлука и одиночество Ронит и жестокие запреты Эсти вылились в то, что давно угасшие чувства вспыхнули ярким огнем, стоило девушкам остаться наедине.
«Неповиновение» — фильм вовсе не о запретной любви, сексе или возродившемся влечении, как может показаться. И однополые отношения не играют в нем особой роли, как, например, в недавнем «Зови меня своим именем». Даже противостояние религии и современных устоев не оказывается в центре внимания. Картина Лелио — это история о свободе выбора, о неповиновении устаревшим, жестким ограничениям и о преодолении рамок во имя личностного развития.
Ронит и Эсти — живой пример того, как навязанные запреты приносят лишь несчастья и подавляют уникальность людей, в чем бы она не заключалась. И если ортодоксальное религиозное общество, максимально упрямое и заскорузлое, способно измениться ради принятия современных моральных веяний, то и остальное человечество рано или поздно придет к этому.
Фильм затрагивает множество резонансных тем, но вместо банального паразитирования он выстраивает на их основе свою собственную историю. При всей простоте, отсутствии резких поворотов и неожиданной концовки она оказалась в меру уникальной и интересной. Отдельный плюс — в ней нет четкого деления на черное и белое, ведь даже религиозное сообщество показано морально устаревшим, но никак не озлобленным монстром, целью которого является лишь причинение несчастий тем, кто не согласен с его устоями.
Вряд ли кто-то сомневался в таланте Вайс и МакАдамс, но именно в «Неповиновении» они вспыхнули по-настоящему ярко. Зачастую фильм немногословен, и большинство его сцен передают сюжет не диалогами, а визуальным рядом. Поэтому исполнительницы главных ролей постоянно прибывают в центре внимания, благодаря чему именно их замечательная актерская игра развивает немногословный сюжет. Соприкосновения героинь полны честных эмоций, едва уловимых взглядов и неочевидных жестов, которые порой говорят больше, чем размашистые диалоги.
«Фантастическая женщина», прошлый фильм Лелио, был полон ярких красок и сюрреалистичных сцен, делавших его слегка фантасмагоричным. «Неповиновение» же выглядит и звучит максимально реалистично и приземленно. Монотонная гамма и холодные приглушенные цвета удачно усиливают общую меланхоличность сюжета и отлично передают ощущение безысходности, которое охватывает не только главную героиню, но и все ее окружение.
При всей щекотливости темы «Неповиновение» — довольно простой, но необыкновенно зрелый фильм с понятной идеей и крайне прямым способом ее подачи. Он рассказывает о правильных вещах, которые должны быть проговорены достаточное количество раз, прежде чем их услышит мир. Может показаться, что это очередная картина об однополых отношениях, но на деле она представляет собой сильную историю о том, что ни бегство от действительности, ни попытки ограничить свою уникальность ради соответствия общественным нормам, никому не способны принести счастья.