Джон, умудренный сединами главный герой «Падения», вполне доволен жизнью и наслаждается отведенными годами. Чего не скажешь о его престарелом отце Уиллисе, для которого жизнь закончилась со смертью жены, унесшей в могилу тепло и уют их фермы. После этого судьбы мужчин разделились и пошли по совершенно разным дорожкам. Джон теперь заботится о собственной семье, а старик коротает ночи в хижине посреди полного бардака.
Фильм застает героев в редкий момент воссоединения. Однако вовсе не ностальгические чувства захватывают мужчин, а жуткий холод и непонимание. Тем не менее, в попытке зарыть топор войны, Джон соглашается помочь отцу выбрать новый дом, поближе к своему и подальше от навевающей грусть фермы, но на поверку оказывается, что война и не думала заканчиваться.
Уиллис по-прежнему не рад компании сына и открыто осуждает его за те же взгляды, что и полвека назад. Вредный старик неустанно брюзжит и всячески пытается откреститься от сына, хотя всем очевидно, что в одиночку он не дойдет даже до уборной. Лишь терпение, выработанное годами подобного общения, и настойчивое желание наладить контакт удерживают Джона в компании родственника.
Поведение старика усугубляет не только скверный характер, но и деменция в тяжелой форме. Уиллис чахнет на глазах — путает людей и теряется в пространстве, но при этом отказывается от чьей-либо помощи. Выразив желание переселиться поближе к сыну, он забывает о поиске нового дома уже на выходе из самолета. Но из семейного долга Джон продолжает возиться с отцом и вызволять из неприятностей, в которые того заводит болезнь.
Картина параллельно рассказывает две истории, постоянно оглядываясь на события полувековой давности. Тогда семья Уиллиса, маленького Джона и его матери Гвен жила относительно дружно — папа с мальчиком ходили на охоту, пока на ферме трещал огонь под стряпней любящей женщины. Лишь в редкие моменты на поверхность всплывали гадкие замашки и проблемы с алкоголем строгого тирана.
Эта холодная война двух гордых мужчин, длящаяся десятилетиями, выступает сердцем «Падения». Что парадоксально, никто не желает оказаться в ней победителем. Для Уиллиса сын — единственное спасение от одиночества, ведь тот был первым, к кому гордый отец обратился с просьбой о помощи. Для Джона же старик — обуза в счастливой и мирной жизни, но хоронить его он вовсе не желает.
Мужчин связывает странная любовь родителей и детей, что способна пережить любые грехи прошлого и компенсировать обиды настоящего. По иронии, именно эти с виду нерушимые узы, что терпят многочисленные измены и побои, чаще всего рвутся от совершенных глупостей. Так, Джон пережил и пьянство отца, и развод родителей, и холод, с которым папа относился к нему в детстве, но инфантильное поведение больного старика становится последней каплей.
Падение Уиллиса в бездонную пропасть болезни в настоящем вторит упадку отношений отца и сына в прошлом. Режиссер и сценарист фильма Вигго Мортенсен, для которого картина стала дебютом на этом поприще, умело балансирует между двумя историями. Они развиваются по очереди и раскрывают небольшие детали, что эхом отзываются сквозь года.
Мортенсен написал сценарий «Падения» после смерти матери и переложил свой жизненный опыт на бумагу. Этот личный и искренний сюжет вышел весьма универсальным, ведь грубость, жестокая прямолинейность и отчужденность прошлого поколения является общей раной всего современного мира, прекрасно знакомого с конфликтом отцов и детей.
В первую очередь режиссер пытается понять, почему отношения Уиллиса и Гвен распались и нанесли болезненные раны их чаду, и как отсутствие любви между родителями повлияло на леденящие отношения отца и сына. Словно растущий снежный ком, что срывается с отвесной скалы огромной лавиной, небольшие размолвки прошлого привели к затяжному падению в пропасть, которые не способны остановить никакие попытки наладить контакт.
Итог этой истории прост и печален. Не так много времени остается у уходящего поколения на исправление ошибок, а после них останется лишь ворох сожалений о том, что было сказано и сделано, а что — не было. Уиллис — человек старой закалки, из тех, про кого говорят «не умеет выражать чувств», но даже в лучшем случае времени на перевоспитание у него немного.
Несмотря на все упреки в героях по-прежнему теплится любовь, пусть и невидимая со стороны. Вечная ругань и язвительность — лишь обертка вещей, что не дают им вновь разойтись по разным углам. В конечном счете любовь детей и родителей может оказаться сильнее и смерти, и разлуки, и разрушительных оскорблений. «Ты сдохнешь один», — кричит Джон отцу, но за словами тут же выступают слезы жалости к больному старику.
Лишь упав на дно после длительного падения, герои могут подняться и отыскать выход из ямы, которую они вместе вырыли за годы вражды. Даже если спасения от болезни и могилы нет, совесть можно успокоить, восстановив напоследок хотя бы мимолетный контакт. И пусть подъем будет гораздо сложнее падения, это вовсе не означает, что стоит идти по легкому пути.