За почти полуторавековую историю кинематограф планомерно развился от коллективного к индивидуальному. Современные веяния воспевают уникальность каждого отдельно взятого творца, потому кино все реже можно привязать к времени и месту, но все чаще — к его создателю. Доступность средств для самовыражения и богатство отточенных за годы приемов позволили режиссерам нового поколения не оглядываться по сторонам и начать создавать нечто личное. Так кинематограф отказался от художественных направлений.
Сегодня сложно выделить четкие контуры, объединяющие ту или иную группу режиссеров. Можно вспомнить «мамблкор», выросший из американской инди-сцены, или современную румынскую и берлинскую школы, но они выступают редкими исключениями, подтверждающими правило. Правда, так было не всегда, и кинематограф первой половины XX века был полон разного рода течений, соперничающих и дополняющих друг друга.
Из-за отсутствия коллективного опыта авторы, полные невысказанных доселе идей, не имели достаточных языковых средств для их передачи. Словари художественных приемов и энциклопедии кинотрюков еще не сформулировали, поэтому при создании фильма приходилось либо идти на дерзкие эксперименты с формой, либо вливаться в одно из уже сформировавшихся течений.
Так, к началу 20-х годов прошлого века французские кино-революционеры сформировали собственное авангардное движение — импрессионизм. Их сюрреалистичные и экспериментальные картины, впоследствии ставшие опорой для «Новой Волны», черпали вдохновение из неспокойного послевоенного времени. Настроения в соседней Германии были схожими, потому там зародился экспрессионизм — прародитель хорроров, нуар-детективов и многого другого.
Главной причиной становления жанра были страхи немецкого народа, прежде всего, вызванные последствиями Первой мировой войны и назревавшей сменой политического режима. Возможный приход к власти тиранической партии внушал тревогу, что впоследствии влияло и на искусство. Потому ключевым элементом экспрессионизма стало непобедимое и необъяснимое зло, настолько черное, что оно поглощало весь свет вокруг.
В экспрессионистском кино не было выразительного центра вроде Человека, сражающегося с воплощенным Злом. Акцент приходился на бесконечную борьбу, в которой герой подвергается непроходящему и неумолимому притеснению. По своей сути немецкое движение отражало внутреннюю борьбу свободного духа с железным кулаком режима, а потому стремилось воплотить Зло в сверхъестественном или всеобъемлющем виде. Фильмы экспрессионистов отличались пессимистичностью и мрачностью, но не обязательно являлись хоррорами — место нашлось и мифологии, и научной фантастике.
Самой наглядной иллюстрацией экспрессионизма были работы Фрица Ланга, немецкого режиссера австрийского происхождения. Первыми его картинами по пришествии с Первой мировой стали несколько амбициозных приключенческих фильмов. Недовольный ростом популярности нацистской партии Ланг создавал миры, в которых власть принадлежала преступникам и злодеям, не указывая при этом на реальное положение дел.
Ланг не только стал самым заметным экспрессионистом, но и постоянно экспериментировал с устоявшейся жанровой формой. В отличие от других представителей течения, таких как Фридрих Мурнау, уникальной чертой Ланга было воплощение того самого Зла не столько в сверхъестественном, сколько в человеческом обличье. В его картинах демонов олицетворяли людские пороки, а не фаустовские духи.
Одной из ключевых вех в карьере режиссера является «Доктор Мабузе, игрок» — первая картина трилогии о короле криминального подполья, повествовавшая о противостоянии полиции и преступной шайки под руководством пугающего психолога-гипнотизера. Уже здесь была отчетливо видна неприязнь Ланга к обществу — карикатурные стражи порядка, заручившись поддержкой обманутой и обворованной элиты, то и дело попадались на крючок гениального злодея.
Самого Мабузе режиссер изобразил в типичном экспрессионистском стиле — демонический взгляд, неправдоподобно бледное лицо и гротескная внешность. Умышленно неестественное и назойливое освещение, являющееся важным элементом жанра, выделяло белесого персонажа за счет жутковатого контраста с темным окружением.
Типичный ланговский дуализм героя проявился в полной мере. Мабузе — одновременно возвышающийся над городом «дьявол», проклятие общества, его незримая властная рука и меж тем обычный карточный шулер. Он легко обводил вокруг пальца врагов, всегда находился на шаг впереди и, в соответствии с экспрессионистской концепцией, выглядел абсолютно непобедимым.
В те годы главным соперником экспрессионизма был реализм, породивший движение «новой вещественности». Эта идеология контрастировала со сверхъестественностью экспрессионизма, выдвигая на первый план не борьбу добра со злом, а более прозаические понятия — материальные вещи и действия героев. При этом Ланг не отвергал противоборствующий лагерь и охотно заимствовал его элементы. Так, «Доктор Мабузе, игрок» содержал в себе отдельные черты вещественности, вроде приземленного преступного мира в роли главной движущей силы.
Однако напряжение, создаваемое безуспешной погоней полиции за шайкой главного героя, являлось неотъемлемой частью именно экспрессионизма. Раз за разом преступники выходили сухими из воды и сажали в лужу противников, чем фильм создавал атмосферу нервозности и тревоги. Вездесущее и все контролирующее Зло выражалось в лице Мабузе, который бесстрашно появлялся на публике, а затем легко ускользал от нее.
Помимо освещения, разделявшего кадр на ярко-черную и белую половины, экспрессионисты использовали декорации для создания нужной атмосферы. Ланг и его сторонники помещали людей в гротескные и пустые помещения с монументальными дверными проемами и окнами, на фоне которых люди казались незначительными. Подобные приемы создавали ощущение невозможности борьбы с обстоятельствами.
Следующим заметным вкладом Фрица Ланга в жанр стал «Метрополис» — не только внушительный научно-фантастический проект, но и самая дорогая экспрессионистская картина. Впечатляющий футуристический город оказался идеальной «песочницей» для реализации любых жанровых приемов. Более не ограниченный стенами казино и кабинетов Ланг воздвиг окружение потрясающих размеров, а затем взорвал, затопил и сжег его отдельные части в угоду экспрессионистскому хаосу.
Вымышленный город был красив, богат и пышен, а его величественные постройки одновременно прекрасны и ужасны в своей монументальности. Мрачный готический собор и темные подземелья контрастировали с изяществом богатого Метрополиса. Дурманящая атмосфера квартала красных фонарей противопоставлялась аскетичности простых рабочих. Ланг мастерски воссоздал ощущение масштабности происходящего, под руку с которым шла никчемность личности на фоне подобного величия.
Помимо прочего экспрессионисты наполняли картины не привычными вертикалями стен и мебели, а диагональными формами. В рамках города для подобного эффекта использовали необычно наклоненную камеру. В «Метрополисе» же множество мест было построено так, чтобы объекты и тени героев создавали пирамиды, в которые бы заключались персонажи, словно в сюрреалистическую тюрьму.
Отказ от привычных ракурсов и форм до сих пор используются в кинематографе как главный прием для нагнетания тревоги. Экспрессионисты были в этом первыми, а Ланг вовсю применял подобные трюки, чтобы привнести больше напряжения в свои картины. Черно-белому и немому фильму нелегко вызвать подобные эмоции и облачить действо должным смятением, учитывая это, «Метрополис» действительно опередил время.
Если говорить об идеологической подоплеке картины, то она весьма прозрачна. Авторитарные замашки нацистской партии и пугающая перспектива всеобщей индустриализации стали главными идеями фильма. Сюжет разворачивался вокруг теории о том, что без сердца в роли посредника, голова никогда не сможет договориться с руками. Мир «Метрополиса» был построен таким образом, что плутократическое общество жило райской жизнью под чистым небом, тогда как похожие на зомби рабочие служили деталями огромных машин подземного города.
Сторонники Ланга боялись, что трудящееся общество бросят, словно пушечное мясо, в голодную пасть индустриализации ради процветания страны. Поэтому картина эксплуатировала страхи простых людей, оказавшихся в его интерпретации бессильными рабами. Ланг поднял героев на восстание, стараясь внушить соотечественникам необходимость активного противодействия растущей нацистской власти. Пусть и не напрямую, но он изобразил авторитаризм типичным вездесущим Злом экспрессионизма — недосягаемым и пугающим.