Главная героиня фильма «Я не ведьма», безымянная и молчаливая девятилетняя девочка, попадает в тихую африканскую деревню и неожиданным появлением пугает местную жительницу. Та разливает ведро воды, а ответственность за собственную нерасторопность перекладывает на колдовские способности незнакомого ребенка. Безобидный инцидент заканчивается тем, что девочку отводят к единственному полицейскому в этих краях.
Оказывается, местным жителям ничего не стоит обвинить безродную малышку во всех невзгодах. Доходит до того, что из зависти соседи женщины с опрокинутым ведром начинают делиться увлекательными историями о том, как новоявленная ведьма принесла неурожай и ночные кошмары. А размахивающий целыми руками старичок и вовсе утверждает, что крохотная гостья отрубила ему кисть — и эта околесица ни у кого не вызывает вопросов.
В своих путешествиях по Африке режиссер фильма Рунгано Ниони собрала невероятные истории из жизни племенных народов, которые и легли в основу сценария. При этом ради резонансности многие вещи были доведены до смехотворного абсурда — порой «Я не ведьма» выглядит комической сатирой, колющей в бока общества, но это лишь дымка, за которой скрывается серьезная драма.
Напуганная беснующейся толпой девочка даже не пытается защищаться, хотя наказание за колдовство очень серьезно. Но действие разворачивается не в отсталой дыре, а в современной цивилизованной общине. Потому ребенка ждет не костер, а честный и адекватный суд, в ходе которого при помощи жертвоприношения курицы со стопроцентной достоверностью определят наличие у нее сверхъестественных навыков.
По законам деревни старух, утративших остатки разума и обвиненных в колдовстве, переселяют в соседнюю общину. Благодаря современным технологиям больше нет нужды держать опасных бабушек в клетках, поэтому они трудятся на благо общества. Для этого «ведьм» привязывают красивыми лентами к грузовику, который доставляет их в поля для работы. Эти каторжные узы не дают женщинам разлететься по миру, неся невзгоды невинным людям. Хотя ничто не мешает им сбежать, правда наказание за это — превращение в козу ближайшим шаманом.
В ведьминском лагере новоиспеченные соседки нарекают девочку Шулой, что означает «вырванная с корнем». Несмотря на то, что ей нет и десяти, работает она наравне со всеми, а в свободные минуты слушает детский смех, который приносит ветер из соседней деревни. Вскоре забота старших подруг освобождает Шулу от тяжелого труда, и ей поручают работу колдуньи.
В обязанности африканских ведьм входит масса разнообразных занятий — помимо позирования перед туристами, приезжающими порефлексировать на фоне нищих аборигенов, осужденные женщины вынуждены помогать местной полиции. Одна из обязанностей Шулы — отыскать виновного среди десятка подозреваемых в мелком преступлении, чтобы власти в качестве наказания могли забить его камнями. При этом цена ошибки высока, за неверное предсказание Шулу могут приговорить к похожей участи.
Так, девочка в цирковом облачении, с ведьминским клеймом на лбу и на скорую руку придуманной боевой раскраской становится правой рукой местной полиции. Впоследствии это открывает для нее множество дорог, а мистер Банда, локальный министр культуры и традиций, даже не скрывает радости от того, сколько он может заработать на самой юной ведьме Африки.
Шула становится собственностью правительства, и все кому не лень начинают распоряжаться ее судьбой. В один день в ходе телевизионного шоу она рекламирует волшебные куриные яйца, а уже на следующий исполняет танец вызова дождя для приезжих бизнесменов. Однако куда бы Шула не шла, за ней неизменно тянется символ несвободы — длинная белая лента, цепями опоясывающая все, к чему она приближается.
Если поначалу «Я не ведьма» кажется смешной и легковесной, со временем чувство безмятежности выветривается. Вторая половина фильма все еще демонстрирует глупости, вызванные суеверием, но откровенная эксплуатация маленькой девочки не позволяет смеяться над происходящим.
«Я не ведьма», как «Звери дикого Юга» и «Безродные звери», показывает преувеличенную, но правдивую историю отдельно взятого ребенка. Это ни в коем случае не веселая сатирическая комедия о всеобщем помешательстве, а тяжелая и трогательная сказка о невинной девочке, на которую свалилось множество испытаний. В отдельные моменты картина вызывает улыбку, но за ней всегда виднеется трагичность положения Шулы и тема рабства, прикрытая напускной доброжелательностью взрослых.
Рунгано Ниони лишь вскользь демонстрирует гиперболизированный мир, господствующий над главной героиней. В местной общине царят совсем уж доисторические порядки, а руководство деревни гордится тем, что успешно совмещает современные методы управления с колдовством и шаманством. Неподалеку же находится цивилизованный мегаполис, так до конца и не избавившийся от суеверий. Оказывается, в странах вроде Замбии и Ганы, в которых снималась картина, до сих пор властвует опасное невежество.
Туристам, представляющим западную культуру, тоже изрядно досталось — режиссер высмеивает бессердечность людей, которые пытаются решить все проблемы Шулы при помощи селфи. «Я пришлю тебе фотографию», — заявляет британка плачущей девочке, прежде чем навсегда покинуть ее родину, увязшую в средневековье.
Застенчивая и напуганная Шула редко выдавливает и пару слов, даже если от них зависит ее жизнь. Будни взрослых проносятся мимо бедной девочки, которая продирается сквозь собственную историю, но она не стремится на первый план и не обрывает повествования долгими диалогами. По сути фильм так и не рассказывает о ее прошлом и тем самым не перегружает образ юной героини.
«Я не ведьма» — очень человечная и трогательная сказка, которая играючи тасует неожиданный и легкий юмор с серьезными драматическими нотками. При этом в фильме нет отчаянных крайностей — он не опускается ни до громогласного хохота, ни до вымученных слез. Именно гармония между воздушной социальной сатирой и тяжелой драмой делает картину столь любопытной.