Японский мегаполис Мегасаки, предположительно разгар шестидесятых годов двадцатого века, или недалекое будущее в духе сдержанного ретрофутуризма. С приходом к власти мэра Кобаяши городские собаки вдруг начинают заболевать «собачьим гриппом», который не только будит в них животную злобу и делает опасными для окружающих, но и грозит им неминуемой смертью. В одночасье каждая собака, чьи лапы и хвост оказались близ Мегасаки, становится носителем этого жуткого вируса.
Но деспотичный мэр Кобаяши, желая избежать надвигающейся катастрофы, принимает волевое решение — он попросту ссылает всех собак на соседний остров-свалку, дабы они, не причиняя людям лишних неудобств, отправились на тот свет под раскатистое рычание и пронзительный лай. И первым, в качестве демонстрации благих намерений, на остров отчуждения доставляют сторожевого пса Атари Кобаяши, племянника мэра, не столь давно потерявшего родителей.
Будучи огромной мусорной свалкой, новый дом умирающих собак представляет собой жалкое зрелище — под горами спрессованного хлама и гниющих объедков, тянущихся ввысь прямо из океана, и земли то толком не видно. Зато то тут, то там виднеются оставленные людьми следы — покореженные заводы, проржавевшие парки развлечений и прочие плоды стремящейся в светлое будущее цивилизации. И посреди этого пейзажа, под убаюкивающий шум волн и неутихающий смрад, пытается выжить некогда «лучший друг человека».
Отправив собак в столь неопрятное место, Уэс Андерсон разом поднял две не самые приятные и довольно болезненные темы. Во-первых, это наплевательское отношение человека к природе — весь мусор, производимый жителями Мегасаки, попросту сваливается в океан, что определенно наносит весомый вред окружающей среде. Во-вторых, это беспринципность человека, для которого чужая жизнь потеряла всякую цену. Ведь мэр Кобаяши, поддерживаемый большей частью городского населения, не просто изолировал больных собак, он ввел новую форму сегрегации, единственной целью которой является смерть.
К счастью для собак строптивый Атари, не желающий мириться с несправедливой судьбой любимого пса Спотса, ворует проржавевшее подобие самолета и в одиночку отправляется на злополучный остров, по идее, заполоненный злобными животными. Но, едва достигнув цели, Атари терпит крушение, которое становится причиной его знакомства с группой псов, готовых помочь ему в поисках Спотса. И в этот самый миг ранее упомянутые животрепещущие темы отходят на второй план, перевоплощаясь в фон для веселого, в меру сумасбродного и не перегруженного морализаторством приключения.
Как и в случае с первой кукольной картиной — «Бесподобным мистером Фоксом» — Уэс Андерсон снял невероятно обаятельное и максимально простое со смысловой точки зрения кино. Вся его история сводится к путешествию героев от одного конца острова к другому, которое лишь несколько раз прерывается сторонними занятиями. Единственная важная второстепенная линия, хоть как-то влияющая на главных героев, рассказывает о попытках профессора Ватанабэ, политического конкурента мэра Кобаяши, создать противоядие от «собачьего гриппа» и помешать кошачьей «интервенции».
После всего вышесказанного может показаться, что «Остров собак» оказался бесполезной тратой времени, но подобный вывод бесконечно далек от истины. Все потому, что Уэс Андерсон снял практически идеальное развлекательное кино, которое, вопреки наличию колких подтекстов, не пытается нравоучать силой. Прежде всего, это отличная возможность расслабиться и получить удовольствие от мельтешащих на экране картинок. И как раз таки с ними у «Острова собак» нет абсолютно никаких проблем.
Одной из отличительных черт Уэса Андерсона, наравне с излюбленной симметрией кадра, является его любовь к «живым» миниатюрным декорациям и кукольной анимации. В том или ином виде этот прием присутствовал и в «Королевстве полной луны», и в «Отель "Гранд Будапешт"», не говоря уже о «Бесподобном мистере Фоксе», полностью снятом в данной технике. Но именно в «Острове собак» картинка достигла поистине умопомрачительной высоты.
Работа с освещением и тенями в частности; плавность движений; вечно колышущаяся на ветру шерсть собак; глубина цвета и изобретательность кадра; детализация и разнообразие локаций. Практически каждая сцена фильма — это маленькое произведение искусства, которым можно наслаждаться в отрыве от всего остального. Вдобавок к этому Уэс Андерсон не зацикливается на кукольной анимации — в «Острове собак» нашлось место и «классическим» иллюстрациям, и компьютерной графике. Правда, появляются они в кадре лишь мельком, и исключительно для того чтобы внести разнообразие в основной визуальной стиль и подчеркнуть его великолепие.
Но нужно понимать, что при всей уникальности и обворожительности визуального ряда, он не является единственным достоинством «Острова собак». Так, особняком стоит сопровождающая действо музыка Александра Деспла, отличившегося на последней премии «Оскар» с саундтреком к «Форме воды». Взяв за основу традиционные музыкальные мотивы Японии, он написал удивительную, хотя и немного однообразную, музыку для «Острова собак» — в меру тревожную, самобытную и слегка комичную своей чрезмерной претенциозностью.
Также не стоит забывать, что Уэс Андерсон мастерски создает сумасбродно-забавную атмосферу, дополняют которую слегка гротескные герои. Так вышло и на этот раз. Ситуации, в которые попадает Атари с новоиспеченными товарищами, хоть и не заставляют смеяться в голос, но отделаться от ненавязчивой улыбки, наблюдая за ними, крайне проблематично. А маленький мопс, прозванный окружающими Оракулом за умение предсказывать будущее, смотря телевизор, это и вовсе отдельный разговор.
Комичности происходящему добавляет и одно крайне оригинальное решение. Дело в том, что японская речь, в отличие от лая собак, намеренно не была переведена на английский и, как следствие, русский языки. В результате если ее смысл и доносится до зрителя, то только с позволения режиссера и весьма необычным образом — посредством синхронного перевода, за который отвечает либо человек, либо машина. Это, казалось бы, незначительное решение переводит фильм в совершенно иную плоскость, поскольку, благодаря языковому барьеру, главным действующим лицом оказывается не Атари и противостоящие ему жители Мегасаки, а огромная свора чихающих собак.
Уэс Андерсон вновь снял авторское и невероятно самобытное произведение, которое способно порадовать любую группу зрителей — и поклонников фестивального кино, и любителей массового кинематографа. Это великолепная развлекательная картина, выделяющаяся на общем фоне как неординарной визуальной составляющей и уникальным чувством стиля, так и легким, не обременяющим настроением. Проще говоря, «Остров собак» — это завораживающий праздник, подобных которому давно не было и в ближайшее время вряд ли предвидится.