Потоки нью-йоркского дождя, мчащиеся по черному асфальту, размывают тусклый свет фонарей и отражают яркие неоновые вывески, а постаревший и израненный Киану Ривз выплевывает односложные остроты в сторону дюжины неправдоподобных русских гангстеров. Назревает безжалостная драка, живым из которой выйдет лишь главный герой.
Успех оригинального «Джона Уика», напоминавшего очередной бездумный боевик, оказался полнейшим сюрпризом. Казалось, фильму грозит незавидная участь — блеснуть парой зрелищных перестрелок, разойтись на пафосные цитаты и навсегда забыться. Но, вопреки всему, он оказался одним из лучших экшенов поколения.
Сюжет картины был восхитительно примитивен. Джон Уик — бывший наемный убийца, который хорош буквально во всем: драках, стрельбе и экстремальном вождении. Лишь в одном он плох — уходе на пенсию. Долгожданная мирная жизнь встречает Джона смертью любимой жены, а затем и конфликтом с русской мафией, в котором погибает его песик. Это становится последней каплей для человека, изо всех сил пытающегося отречься от бесконечного насилия.
Сценаристы фильма намеренно не стали усложнять историю Джона, а потому упомянули о смерти супруги и богатом прошлом лишь вскользь — о его профессии проговаривается один из персонажей, а о любви всей жизни напоминает тоскливая фотография.
Мало того, что столь примитивная завязка давно стала клише, создатели «Джона Уика» пошли дальше и сделали главным героем «старика», готового в одиночку убить пару сотен бандитов из-за щеночка. Конечно, фильм дает понять, что его мотивация лежит немного в иной плоскости, нежели банальная месть за питомца, но, даже несмотря на это, происходящее напоминает пародию на второсортные боевики.
До «Джона Уика» Чад Стахелски и Дэвид Литч работали каскадерами, причем первый подменял Киану Ривза в «Матрице». Именно их внушительный опыт лег в основу фильма и вывел постановку драк и перестрелок на недостижимый для голливудских конкурентов уровень. Никакой «трясущейся камеры», маскирующей неумелые приемы актеров — лишь четкая и стабильная картинка, без прикрас демонстрирующая кровавые убийства.
Все, даже незначительные персонажи дерутся без зрелищных и неэффективных приемов, реалистично перезаряжают оружие и не нападают на главного героя поодиночке. Более того, буквально каждая сцена предлагает новые способы ведения боя, удивляющие изобретательностью. Кунг-фу с пистолетами — настоящая услада для глаз и потрясающий, полностью оправдавший себя эксперимент двух каскадеров.
Поначалу второй фильм притворяется прямым продолжением оригинала — вплотную приблизившись к мирной пенсии, Джон навещает остатки русской мафии, чтобы вернуть любимую машину. Главный злодей уже предвкушает двухчасовое противостояние с человеком, в одиночку убившим сотню его подопечных, и все идет к тому, что герой отложит пенсию ради типичного «последнего задания»… Пока не выясняется, что вся сцена была одной большой шуткой. В конце вступления Джон мирится с боссом мафии и спокойно отправляется домой.
В продолжении «Джона Уика» Стахелски, оставшийся один в режиссерском кресле, решил рассказать о мире, окружающем его героев. Для этого он придумал международную сеть криминальных группировок и мафиозных организаций, которая действует под мистическим началом группы наемных убийц. И, конечно же, настроил ее против бедняги Джона.
Причем увеличение размаха коснулось не только сюжета, но и экшена. Уровень насилия заметно вырос, а открывшиеся возможности позволили Стахелски поиграть не только с содержанием, но и формой. И хотя он слегка навредил логичности некоторых сцен, например, в эпизоде с зеркальным лабиринтом и освещаемыми лишь выстрелами катакомбами, тем самым он возвел убийства в кино в ранг настоящего искусства.
Третья часть серии зачем-то обзавелась безвкусным подзаголовком — «Парабеллум», что на латыни означает «готовься к войне». К началу картины Джон оказывается в крайне незавидном положении — в мире, где каждая домохозяйка, бездомный и продавец шаурмы являются притаившимися наемными убийцами, за его голову назначается солидная награда.
Главному герою приходится всеми правдами и неправдами подниматься по иерархической лестнице организации, контролирующей деятельность преступных синдикатов по всему миру, поскольку лишь один человек, глава братства убийц, способен решить его проблему и наконец даровать то, что он давно и безуспешно пытается обрести — пенсионное удостоверение.
С самого начала насилие в «Джоне Уике» было особенным. В то время как из финансовых соображений продюсеры даже взрослых экшенов маскируют неприятные глазу эпизоды, дабы фильм получил приемлемый возрастной рейтинг, трилогия Стахелски шла иным путем и неустанно подогревала градус насилия. Безжалостные убийства предметами домашнего обихода и в первых картинах впечатляли, но «Парабеллум» сумел вывести их на новый уровень — все благодаря книгам, лошадям и сотне ножей.
Атмосфера «Джона Уика» всегда отличалось стилем — независимо от событий персонажи сохраняют уместную серьезность и шарм, и даже главный герой не расстается со строгим костюмом, хотя большую часть времени он избивает людей. Подстать персонажам и насилие в фильмах Стахелски держится безукоризненно — никакой «расчлененки» или неоправданной жестокости. Джон Уик смертельно опасен, но даже в отчаянные моменты не теряет лица.
Во второй части Стахелски вдоволь поэкспериментировал над экшен-сценами, но в третьей переплюнул самого себя. «Парабеллум» вдохновляется десятком источников — от старых спагетти-вестернов до фильмов Джона Ву. На огонек заглянули и ниндзя, и собаки, и вышеупомянутые лошади. Порой кажется, что происходящее является собранием самых безумных идей каскадера, дорвавшегося до режиссерского кресла. Многие из сцен не имеют логики и какого-либо смысла, однако отточенность хореографии и уникальность постановки делают их невероятно захватывающими.
Но столь беспрецедентному развлечению есть цена — каждая драка в неправдоподобных условиях разрывается между визуальным пиршеством и полнейшим отсутствием здравого смысла. Иной раз «Джон Уик», особенно в третьей части, ступает на территорию откровенного абсурда. Смотреть «Парабеллум» увлекательно до тех пор, пока не приходит осознание, что на экране властвует комедийный фарс.
В каждой части серии накал страстей только увеличивается, и главный герой сталкивается со все большей опасностью. В итоге «Парабеллум» настигла та же проблема, что и «Вторую главу» — в общей суматохе практически невозможно разглядеть мотивацию персонажей и развитие истории. По сути, третья часть не имеет финала как такового и большую часть времени топчется на месте, не привнося во вселенную, как и в судьбу Джона, ничего глобально нового. «Парабеллум» — это все еще прекрасный аттракцион, которому стоило быть смелее.