Один из бесчисленных небоскребов венчает просторный кабинет — его потолок украшают величественные своды, в камине трещат дрова, а огромные витражи, которые бы не посрамили и средневекового собора, открывают вид на огненный закат. В мягких креслах сидят двое мужчин, один одет в строгий бордовый костюм, второй в самурайское кимоно. Вопреки неординарности обстановки, это обычный прием психотерапевта.

Прошлой ночью комичного вида пациент в одиночку вырезал местную преступную группировку. Подобно легкому бризу, он облетел залы отеля, и кровь каждого, кто вставал у него на пути, орошала дорогие ковры и стены. Но теперь резня не имеет значения, куда важнее крики разъяренного психотерапевта. Поначалу пациент не обращает на них внимания, но вдруг выпрямляется, взмахивает катаной и голова собеседника расползается надвое. Пациент делает глубокий вдох, закрывает глаза и, открыв их после секундной паузы, вновь оказывается перед живым и все еще шумящим врачом.

Рецензия на игру «Katana Zero». Deaddinos - изображение 1

«Katana Zero» — это сюжетный платформер с молниеносным геймплеем, одновременно похожий на «Hotline Miami» и трилогию «Max Payne». Если с похождениями вывернутого наизнанку полицейского ее роднит мрачная атмосфера и возможность замедлить время, то сходства с парнями в жутковатых масках более глубинны — это и обильное кровопролитие, и высокий темп, и своеобразная структура повествования.

С точки зрения игровой механики «Katana Zero» не отличается особой комплексностью. Главный герой, тот самый пациент в кимоно, носится по небольшим уровням и убивает противников, а помогают ему в этом верная катана да подручный мусор — ножи, потрескавшиеся бюсты и пустые бутылки из под дешевого пива, приятно лопающиеся от удара о чужую голову.

В свою очередь, замедление времени носит довольно условный характер. По большому счету оно необходимо исключительно для отражения выстрелов — игру без особых проблем можно пройти без использования данной способности, и это скорее плюс, нежели дизайнерский просчет. Уровни являются своего рода головоломками, для решения которых необходимо найти оптимальный способ расправы над противниками, а благодаря высокому темпу и отзывчивому управлению, которое лишь в редких случаях не желает слушаться, игровой процесс изрядно увлекает.

Вот только непосредственный геймплей занимает не так много времени — примерно половину от четырехчасовой продолжительности. В остальное же время хозяйствуют интерактивные заставки. Выглядит это следующим образом — главный герой просыпается и едет к психотерапевту; обсуждает с ним очередную резню, получает новый заказ и, выполнив его, отправляется домой; по дороге он может с кем-то столкнуться и поболтать, после чего неминуемо отправится спать. Периодически это структура деформируется под натиском внешних обстоятельств.

Именно значимость истории и метод повествования, умело чередующий продолжительные заставки и игровой процесс, роднит «Katana Zero» с «Hotline Miami». В определенном смысле, сюжет в обоих проектах является едва ли не главным их достоинством, ведь именно он придает смысл бездумному кровопролитию и прячет вразумительный подтекст между раздробленными костями и перемолотой плотью.

Рецензия на игру «Katana Zero». Deaddinos - изображение

По сути, главный герой — это наемный убийца, вот только работает он не за деньги, а за наркотик, побочным действием которого и является замедление времени. Иными словами, это история не о самурае с сомнительными моральными принципами, а о самом настоящем наркомане, готовом пойти на что угодно ради очередной дозы.

При этом сюжет пестрит удачными заимствованиями. Наиболее очевидный из источников вдохновения — «Леон» Люка Бессона. Мало того, что главных героев роднит профессия, так в определенный момент самурай знакомится с маленькой и не очень воспитанной девочкой, в результате чего между ними завязывается дружба. Также «Katana Zero» опирается на отдельные идеи «Metal Gear Solid», а точнее на неминуемую травматичность войны.

Рецензия на игру «Katana Zero». Deaddinos - изображение 3

Несмотря на обилие отсылок и их внушительный вес, «Katana Zero» не оборачивается банальным пересказом знакомых историй потому, что в большинстве бесед главный герой принимает непосредственное участие. И хотя витиеватость диалогов не дает изменить сюжет в глобальном смысле, она позволяет менять его отдельные тона, благодаря чему персонажи демонстрируют новые грани, а некоторые события принимают неожиданный поворот.

Помимо прочего, «Metal Gear Solid» и «Katana Zero» роднит уникальное внимание к деталям. Герой последней постоянно оказывается в новых декорациях, многие из которых используются единожды; совершает движения, анимировать которые было вовсе необязательно, и несколько раз сталкивается с механиками, которым отводится всего пару мгновений. И если для проекта с бюджетом в миллионы долларов это позволительная роскошь, то в рамках небольшого пиксельного платформера подобное кажется чем-то невообразимо прекрасным.

Вдобавок к этому «Katana Zero» впечатляет и своим внешним видом — каждая из локаций великолепно детализирована, а освещение персонажей и вовсе выглядит как нечто уникальное для двухмерной игры. Добиться этого удалось в том числе и потому, что основным артом занимались целых 8 художников, причем ровно половина родом из СНГ — Finlal, Deceiver, Артем Самойлов и Леонид Колодкин.

Рецензия на игру «Katana Zero». Deaddinos - изображение

Особое место в игре занимает музыка. В начале каждого уровня главный герой бережно достает наушники и ограждает себя от криков бьющихся в агонии противников. В эти моменты звучит энергичная электроника, которая не только наращивает игровой темп, но и подчеркивает неоновую стилистику 80-х. Во время сюжетных вставок и диалогов играет убаюкивающий джаз, отбрасывающий спешку в сторону и позволяющий вникнуть в суть событий. Подобный контраст идеально вписывается в стилистику неонуара.

Главная проблема «Katana Zero» кроется не столько в ее скоротечности и нехватке непосредственного игрового процесса, сколько в открытом финале. Плотная и богатая на детали история так и не приходит к логическому заключению, а перед титрами разработчики прямо заявляют, что «продолжение следует». Это сбивает с толку, а распаленное нетерпение изрядно усугубляет ситуацию. Остается лишь надеяться, что сиквел не заставит себя ждать.

Юрий Ягупов
Косматый бронтозавр