Жизнь Роберта предельно проста и предсказуема. Настолько, что полностью помещается на карточках, с которыми он сверяется каждое утро. Какой галстук надеть для работы, что съесть на ланч и сколько возвратно-поступательных движений сделать во время утреннего секса с женой — все расписано до мелочей. Кому-то такая стабильность покажется скучной, но не такому непоколебимому парню, как Роберт.

Хотя небольшая странность в таком поведении все же есть. Эти инструкции, включая количество съеденных картофелин на ужин и складок на рубашке, составляет начальник главного героя. Но даже его супруга не знает, что их неспособность завести ребенка — это вовсе не злой рок, а предначертанный сценарий, в котором не нашлось места детям.

До поры до времени персонажи первой истории из антологии «Виды доброты» обитают в относительной стабильности. А вот размеренная жизнь Дэниела, главного героя второй главы, взбудоражена тяжелой утратой. Морская экспедиция, в которой участвовала его жена, пропала в бушующем океане, и теперь лишь горе заполняет пустоту в душе мужчины.

Рецензия на фильм «Виды доброты». Deaddinos - изображение 1

Еще больший дисбаланс вносит чудесное возвращение супруги, которому опечаленный муж вовсе не рад. Ведь благоверную будто подменили — старая обувь ей жмет, а любимую песню она напрочь забыла. Кому-то такие мелочи покажутся проявлением травмы, но не подозрительному Дэниелу, который решает устроить новоиспеченной жене суровую проверку.

Третья история рассказывает об Эмили, верной последовательнице культа ненавистников воды. Ради интимной связи с мудрым предводителем она готова оставить семью и выдержать пыточные обряды по избавлению от лишней влаги. Но, когда жестокие правила оборачиваются против нее, женщина вынуждена идти на настоящие преступления.

На первый взгляд, бедными-несчастными героями Йоргоса Лантимоса движут высокие цели. Кажется, что ради верности и любви каждый из них способен выдержать любые испытания. Когда перед Робертом встает выбор рискнуть собственной жизнью или пойти против босса, он даже не задумывается над ответом. А Дэниел и Эмили хранят преданность своим идеалам, несмотря на их безумные очертания.

На деле отнюдь не верность ведет главных героев, а боязнь перемен. Ведь пойти наперекор человеку, который определяет каждую секунду твоего существования, значит остаться наедине с неопределенностью — впустить хаос в размеренную предсказуемость, разрушить стены, оберегающие от принятия собственных решений.

Персонажи фильмов Йоргоса Лантимоса, будь то подданные безумной королевы в «Фаворитке» (см. наш текст) или помощник жестокого ученого в «Бедных-несчастных» (см. наш текст), собственноручно возводят стены своих тюрем. И, заключив себя за решетки, сталкиваются не с гнетущей несвободой, а с понятной и похожей на сценарий реальностью.

Стремясь к чужому одобрению и порядку, они готовы отказаться от индивидуальности и приспособиться к требованиям и ожиданиям окружающих. Для главных героев «Видов доброты» любые перемены — это хаос. Они пытаются сохранить контроль, но в процессе лишь теряют связь с реальностью и разрушают остатки своей личности.

Рецензия на фильм «Виды доброты». Deaddinos - изображение 2

Йоргос Лантимос показывает, что подчинение, замаскированное под поиск стабильности, вторит побегу от свободы. Персонажи боятся сделать выбор, который потребует от них ответственности, поэтому находят утешение в строгих иерархиях, не подразумевающих перемен. Чем глубже они погружаются в это положение, тем больше превращаются в безликих потворников чужой воли.

Режиссер снова заключает простую идею в абсурдный сюжет и показывает, каким смехотворным окажется мир, если довести до крайности человеческие страхи и желания. Зависимость от работы и отказ принимать перемены в близких снова оборачиваются сюрреалистическим бредом. И в нем ясно отражаются нелепые правила, которым изо дня в день следуют миллионы.

Рецензия на фильм «Виды доброты». Deaddinos - изображение 3

С нездоровым азартом Йоргос Лантимос наполняет свои работы откровенной жестокостью и жестокой откровенностью. Сексуальность в его фильмах часто лишена романтической окраски — это скорее инструмент власти, контроля или механическое выполнение социальных норм. На этот раз секс становится частью подчинения и средством манипуляции, показывая, как можно испортить интимность, если она прислуживает конформизму, а не индивидуальности.

«Виды доброты» задаются вопросом, сколько в жизни человека собственных решений, а сколько — навязанных извне. Подчиняясь чужой воле, люди снимают с себя ответственность и перекладывают тяжесть выбора на других. В мире, где правила абсурдны, любовь условна, а личность не имеет ценности, Йоргос Лантимос напоминает — истинная свобода начинается там, где заканчивается боязнь хаоса.

Кирилл Ушаков
Медлительный диплодок