Начав карьеру в качестве актрисы, к тридцати четырем годам Грета Гервиг сумела обзавестись внушительным списком работ по обе стороны камеры. За эти годы она не только исполнила свыше двух десятков ролей, но и выступила соавтором сценария нескольких картин и даже разделила режиссерское кресло с Джо Сванбергом на съемках «Ночей и выходных». А не столь давно отметилась в полной мере самостоятельным дебютом в лице «Леди Берд».

Благодаря этому «выходу в свет», недавнее сотрудничество Гервиг с Ноем Баумбахом в фильмах «Милая Фрэнсис» и «Госпожа Америка» обрело неожиданную глубину. Главные героини данных картин, написанные и сыгранные самой Гретой, выглядят словно один и тот же персонаж, попавшийся на глаза камере в различные жизненные периоды.

Рецензия на фильм “Леди Берд”, Deaddinos - изображение 1

Первый из фильмов рассказывает о девушке Фрэнсис, недавно закончившей один из нью-йоркских колледжей и пытающейся отыскать смысл жизни или хотя бы его расплывчатое подобие. Теперь, когда она вступила во взрослую жизнь, окружающие ждут от нее взвешенных решений и наличия вразумительных планов на будущее. Вот только Фрэнсис до сих пор не чувствует себя сформировавшейся личностью, готовой остепениться, по расписанию платить за квартиру и изо дня в день томиться на стабильной работе.

Она отчаянно мечется между скоротечными отношениями и заработками, а попутно пытается развиваться и совершенствоваться в том, что считает своим призванием. При этом Фрэнсис всячески отрицает собственную заурядность — у нее даже не возникает мысли, что она может быть напрочь лишена талантов или хоть сколько-нибудь полезных умений. Потому в свободное время она, мечтательно поглядывая на потолок, придумывает яркие образы своего неотвратимого и невероятно успешного будущего.

«Иногда я думаю, что я гений, и хочу перемотать свою жизнь до момента, когда все об этом будут знать», — этой фразой Брук, героиня Гервиг из «Госпожи Америки», описывает свою значимость для остального мира. То же самое можно сказать и про Фрэнсис. Брук словно ее копия, дожившая до тридцати с копейками и отчаянно не желающая признавать этой разницы в возрасте. К этому моменту она окончательно отстранилась от мысли, что успешная жизнь и великие свершения — это не для нее. Нужно лишь немного подождать.

Брук в отличие от Фрэнсис имеет четкий план действий, да не один, а минимум дюжину — она, подобно маленькому ребенку, не желает ограничиваться чем-то одним и потому пытается ухватиться завесь мир разом. На деле обе девушки, имеющие как положительные, так и отрицательные черты, оказываются всего лишь заплутавшими душами, неспособными принять свою ординарность.

В некотором роде данные картины рассказывают о третьем и четвертом десятке жизни одной персоны, которая по неведомой причине скрывается под разными именами. И для создания законченного образа Грете Гервиг всего то и нужно было продемонстрировать его тинейджерские злоключения. Но так как она сама уже перешагнула возраст, в котором стоило играть подростков, ей пришлось поудобнее устроиться в режиссерском кресле и подарить миру «Леди Берд».

Рецензия на “Леди Берд”, Deaddinos - изображение 2
Грета Гервиг (крайняя справа) во время съемок

Как и вышеупомянутые «сиквелы по несчастью», дебют Греты Гервиг назван в честь прозвища главной героини, вокруг которой, словно спутники огромной планеты, кружатся остальные недостаточно значимые участники событий. «Леди Берд — это данное мне имя, я дала его сама себе», — вовсе не эгоцентрично вещает Кристин МакФерсон, уроженка несопоставимого с ее амбициями города Сакраменто, что расположился в штате Калифорния.

Этот пораженный депрессией и прибывающий в застое уголок совершенно не устраивает Леди Берд, чья душа отчаянно стремится в Нью-Йорк, «туда, где находится культура». Но под вышеупомянутой «культурой» она подразумевает не результаты чьего-то творчества, а призрачную элитарность и обособленность от простых смертных. Она не питает интереса ни к кинематографу, ни к живописи, ни к литературе, а ее познаний в музыке хватит исключительно на знакомство с красивым пареньком из местечковой инди-группы.

Даже когда она записывается в театр, дабы открыть миру свою артистическую натуру, из-за вселенской несправедливости ей достается лишь незначительная роль в массовке. При этом окружают Леди Берд довольно неординарные персонажи, вроде ее брата или бойфрендов, которые в ином фильме с легкостью могли бы претендовать на главную роль. Но Грета Гервиг не питает к ним особого интереса и потому без лишних волнений отбрасывает на дальние рубежи повествования, чтобы освободить место для грандиозной личности главной героини.

Рецензия на “Леди Берд”, Deaddinos - изображение 3

Единственный персонаж, который пытается противостоять свободному духу Леди Берд — ее мать Мэрион. Она старается спустить дочь с небес на землю, указывая на плачевное финансовое положение их семьи, и тем самым предотвратить превращение Леди Берд в ту самую неугомонную Фрэнсис. Но в то же время эта гипертрофированная забота ограничивает вольный дух еще формирующейся, но уже рвущейся к звездам личности.

Так что «Леди Берд» — это история взаимоотношений двух непримиримых сторон, заменяющих друг другу как ближайших врагов, так и злейших друзей. И немалая часть картины вращается именно вокруг этой незадачливой любви, полной добрых намерений, бесконечных конфликтов и изматывающего непонимания. Она всячески взывает к зрителям, также пытавшимся вырваться из детства навстречу чему-то великому и не желавшим замечать сколько сил тратят их родители на то, чтобы помочь им стать «лучшими версиями себя».

Рецензия на “Леди Берд”, Deaddinos - изображение 4

Тем не менее «Леди Берд» удается вырваться за рамки типичного фильма о подростковом взрослении. Он лишен излишней слащавости и романтичности, а красота и возвышенность ранних отношений не имеют здесь особого веса. Грету Гервиг больше интересует бескорыстное детское стремление открыть себя миру, которое способно обернуться тотальной изоляцией.

При том, что местами фильм кажется слегка эпизодическим, а некоторые сцены вырванными из общего контекста, даже в эти моменты он не теряет своего обаяния. Все потому, что сценарий до отказа наполнен запоминающимися репликами; удивительными персонажами; странными диалогами и фирменным для Греты Гервиг юмором, после которого остается стойкий привкус тоски.

Одной из главных находок картины оказалась исполнительница главной роли — Сирша Ронан. Ранее восходящая ирландская звезда не играла главных ролей в комедиях и, возможно, именно по этой причине она всецело доверилась видению Греты Гервиг. Сирша без остатка отдала себя этому образу и вдохнула в него поразительную искренность. В свою очередь эта искренность наполнила фильм естественным юмором, незапятнанным неуместными и форсированными шутками.

Рецензия на фильм “Леди Берд”, Deaddinos - изображение 5

При просмотре «Леди Берд» тяжело не заметить, сколь сильно повлияло на Грету Гервиг сотрудничество с Ноем Баумбахом. Здесь то и дело проскакивают отличительные черты его фильмов вроде быстрого монтажа, сцен, перескакивающих с одной темы на другую, и чередования контрастирующих по настроению эпизодов. И тем не менее это именно что картина Греты Гервиг, обладающая и собственным ритмом, и неординарным настроением.

«Леди Берд» с размаху бьет в самое сердце, взывает к щемящей ностальгии и заставляет вновь пережить самые яркие события юности. Но касается это исключительно тех, кто в состоянии встать на место главной героини, или тех, кому знакомы сложившиеся внутри ее семьи отношения. А всем остальным, не подпадающим под данные критерии, Грета Гервиг предложит умно написанную, замечательно сыгранную и приятную на вид картину о слегка комичном, но не лишенном тоски поиске собственного я.

Кирилл Ушаков
Медлительный диплодок