Нынче остросоциальные драмы об однополых отношения заглядывают на все кинофестивали, даже на самые миниатюрные. Но снятая английским режиссером и сценаристом Эндрю Хэем гей-драма «Уик-энд» вышла в прокат прежде, чем упомянутая тема обрела популярность, а потому многими осталась незамеченной. Следующая картина Хэя, «45 лет», неожиданно попала на «Оскар» и собрала приличный бокс-офис, что позволило режиссеру купить билет на самолет и убраться из тоскливой Великобритании.

Вдохновившись живописными пейзажами северо-запада США, Хэй взялся за кино-адаптацию такого же малоизвестного, как и его собственные фильмы, романа «Положитесь на Пита». В результате у него получился аутентичный, пропитанный неукротимым духом Америки роуд-муви с настоящим конем, симпатягой Стивом Бушеми и Тревисом Фиммелом в столь подходящей для него роли сельского пьяницы.

Рецензия на фильм "Положитесь на Пита", Deaddinos - изображение 1

Чарли (Чарли Пламмер) — смышленый и ответственный подросток, живущий в маленькой хибаре и вынужденный собственноручно справляться с домашними делами. Его отец-одиночка (Трэвис Фиммел) пашет за гроши на отстойной работе, а деньги спускает на стриптизерш и выпивку. Несмотря на это застенчивый паренек, растущий без матери на сущие гроши, не унывает и продолжает безмерно любить отца, который хоть и старается быть хорошим родителем, но чаще походит на настоящего говнюка.

В перерывах между повседневными делами Чарли мечтает о карьере успешного футболиста, но из-за постоянных разъездов, связанных с финансовыми проблемами, даже не может нормально закончить школу. Вместо учебы ему приходится содержать дом, ходить за покупками и придумывать неординарные способы оградить коробку с хлопьями от каждодневного нашествия тараканов. Несчастный, но отрицающий тяжесть своего положения паренек не только не просит за свое усердие карманных денег, но и ищет подработку на лето, рассчитывая помочь отцу.

Счастливая или не очень случайность сводит главного героя и старого пройдоху Дела (Стив Бушеми), который колесит по стране с парочкой скаковых лошадей и участвует с ними в местечковых соревнованиях. По слухам он давно растерял когда-то нажитое состояние и распродал всех коней, кроме двух хилых животин. Дел — не плохой парень, честный, не скупой и заботливо относящийся к своим подчиненным, в том числе и к неудачливому жокею Бонни (Хлоя Севиньи). Однако лошади для него — исключительно инструмент для заработка. Победители беспощадно загоняются до травм, а проигравших отправляют на мексиканскую скотобойню.

Чарли устраивается на работу к Делу, выполняет мелкие поручения и учится обращаться с конями. Держи поводья крепче, умей показать, кто тут хозяин, и не привязывайся к лошадям. Элементарные указания даются Чарли легко, но не влюбиться в страдальческую зверюгу с тяжелой судьбой и умным взглядом, напоминающую самого паренька, ему не удается. Конь выступает под кличкой «Положитесь на Пита», и для Чарли он становится другом, готовым выслушать любые жалобы и понимающе покачать головой в ответ.

Как и в реальной жизни, стоило Чарли ухватиться за мысль, что все наконец-то начало налаживаться, очередная порция невзгод прилетела на вентилятор. Отец — в больнице, ближайшая родня, что может финансово помочь, живет на расстоянии двух штатов, а Питу, проигравшему важную гонку, угрожает депортация в Мексику.

Рецензия на фильм "Положитесь на Пита", Deaddinos - изображение

В отличие от типичных фильмов о животных, «Положитесь на Пита» — приближенная к реальности и довольно прозаичная картина. В ней нет ни привычной сказочности, ни невероятных событий, выбивающихся из общей материалистичности повествования. Конь по имени Пит не побеждает в последней гонке своей жизни, спасаясь от грязной скотобойни; не поет песен и не разговаривает с другими животными. Он даже не слишком активно влияет на события фильма, скорее служит отражением действий и характеров героев. Словно милашка-ослик из старого фильма «Наудачу, Бальтазар», он безвольно переходит от персонажа к персонажу, помогая им раскрыться и продемонстрировать новые грани, а вовсе не сверкает в центре каждого кадра, пытаясь отхватить главную роль.

«Положитесь на Пита» рассказывает гораздо больше о людях, чем о лошади, в честь которой назван. Как и подобает типичному роуд-муви, фильм полон разномастных героев, которые появляются из ниоткуда и быстро растворяются во мгле. При этом внимание Эндрю Хэя к главным героям достойно похвалы — каждый из них оставляет значимый след в повествовании. Настолько, что практически про каждого можно снять отдельную картину. Нетрудно представить фильм о взлетах и падениях конного магната Дела или о жокее, пытающемся, несмотря на все трудности, возродить карьеру при том, что следующая травма может оказаться последней. По словам Хэя: «Стив Бушеми и Хлоя Севиньи — король и королева американского независимого кино». И его картина спешит об этом напомнить.

Рецензия на фильм "Положитесь на Пита", Deaddinos - изображение

В главной степени «Положитесь на Пита» — это фильм о Чарли. Он главный герой, находящийся в центре каждого кадра. При подобном внимании к его персоне выбор актера на главную роль был критически важен. Чарли Пламмер, совсем недавно отметившийся крайне скучным образом в еще более скучном фильме «Все деньги мира», пришелся весьма кстати и отличился удивительно глубокой и взрослой игрой. Трогательность Чарли затмевает и харизму Бушеми, и железную стойкость Севиньи, и очаровательную непосредственность сельского алкоголика Фиммела. Пламмер отдал всего себя каждой сцене, показал недюжинный диапазон эмоций и добавил картине необходимую долю душещипательности.

Эндрю Хэй снимал в необычной для современных фильмов манере. Сцены записывались по порядку их появления в сюжете, из-за этого картина выглядит удивительно стройно и раскрывается в предельно понятной и логичной манере. Приятно наблюдать, как история и ее персонажи постепенно эволюционируют, а события фильма, несмотря на их общую сюжетную разрозненность, стройно укладываются в общую канву повествования. Подобная манера позволила Хэю добиться исключительного спокойствия и размеренности даже в самые драматичные моменты.

«Положитесь на Пита» без лишнего морализаторства и оголтелого вымысла рассказывает трогательную историю о гуманизме, взрослении и превозмогании перед лицом неумолимости жизни. Здесь нет мрачных злодеев и доблестных героев — вместо них лишь обычные люди, пытающиеся исправить собственные ошибки. Чтобы снять поистине небанальную драму о животных и их хозяевах, Эндрю Хэй отбросил все привычные для жанра выкрутасы и оставил в кадре лишь простого парня и самого обычного коня, позволив их отношениям развиться в одну из самых трогательных драм этого года.

Кирилл Ушаков
Медлительный диплодок