В полутьме безымянный герой шепотом рассказывает 12-летней дочери небылицу про лисичку Голди — детские сказки девочке давно наскучили, но без убаюкивающего голоса заботливого родителя сон никак не приходит. Поначалу поучительный и захватывающий рассказ оборачивается историей, в которой храбрый лис спешит Голди на помощь. Именно столь незамысловатая метафора о незавидной доле женщин открывает фильм о мире, в одночасье лишившемся своей прекрасной половины.
«Свет моей жизни» рассказывает об отце и дочери, которые бесконечно кочуют по лесам и всячески избегают контактов с людьми. Около десяти лет назад неизвестная чума сразила почти все женское население. Выжившие дамы обросли слухами и со временем превратились в городские легенды, а чудом спасшейся девочке приходится притворяться мальчишкой. Она не до конца понимает почему их маленькая семья прячется в глубокой чаще и постоянно готовится к «красной тревоге», зато ее отцу не нужно объяснять, на что способны озлобленные и одичавшие мужчины.
Та маленькая байка, что отец рассказывает дочери — одно из многочисленных «чеховских ружей», которое прямо намекает на то, что главным героем повествования является вовсе не отец, а маячащая рядом фигурка. Но, вопреки красоте, эта метафора не может похвастаться логичным и плавным развитием, все потому, что она в одночасье преподносится как свершившийся факт.
Конфликт поколений на фоне постапокалипсиса — тема далеко не новая. В частности, ей был посвящен недавний триллер «Тихое место», хотя больше всего «Свет моей жизни» перекликается с прошлогодней драмой «Не оставляй следов». Однако работа Кейси Аффлека направлена на социальный аспект в отношениях отцов и детей, а не на жуткую жизнь во враждебной среде, потому она сторонится насилия и почти полностью состоит из длинных диалогов.
За ужином отец рассказывает дочери то о разнице между моралью и этикой, то об устройстве общества, полного расизма и сексизма. К сожалению, долгие беседы так и не сливаются в цельную картину. Кейси Аффлек собрал историю из разрозненных ситуаций, объединяют которые лишь герои. От того «Свету моей жизни» отчаянно не хватает осмысленного развития — персонажи топчутся на месте, а сюжет выходит из оцепенения лишь к финалу.
В основе фильма лежит интересная идея, которая могла показать привычный постапокалипсис под необычным углом, но Кейси Аффлека мало заботит общество, основанное на патриархате и медленно коллапсирующее без женской руки. Он не ищет глубинного смысла в занятной предпосылке, из-за чего его картина оказывается ординарной разговорной драмой о воспитании детей, впустую растратившей потенциал.
Недавно «младшего брата Бэтмена» обвинили в сексуальных домогательствах, и хотя по его заверениям «Свет моей жизни» родился задолго до этого, фильм выглядит как желание оправдаться. Это странная попытка высказаться на тему того, как общество недооценивает значимость «слабого пола» и выставляет мужчин главными героями самых разных произведений. Ведь почти в каждой сказке есть храбрый лисенок, готовый прийти на помощь беззащитной Голди.
Проблема в том, что Кейси Аффлек никак не развивает поднятой темы. Аккуратно намекая на важность женского пола в обществе, он так и не выражает определенной точки зрения и, сглаживая острые углы, обходит все противоречивые участки стороной.
Хотя Кейси Аффлека подвел сценарный талант, он оказался довольно внушительным постановщиком. «Свет моей жизни» придерживается единого темпа и оттенка повествования — это мучительно медленный и меланхоличный рассказ, в котором вселенская грусть поразила всех персонажей.
Режиссер ни на секунду не отклоняется от выбранного курса и умело жонглирует разными приемами для создания нужной атмосферы. Камера постоянно взмывает вверх ради демонстрации огромного и сурового мира, а умение превращать обыденные места в живописные полотна Кейси Аффлек, похоже, позаимствовал у Дэвида Лоури во время съемок «Истории призрака».
За нарочито тихими диалогами, которые изредка сменяет зловещая музыка, видна твердая режиссерская рука и понятная идея, но хотя название картины и предполагает историю о большой и светлой любви, эмоций в ней крайне мало. Зато Кейси Аффлек, раз за разом поражающий актерским талантом, умело перевоплотился в замкнутого затворника, который отлично символизирует атмосферу происходящего — трепетную любовь на фоне безысходного уныния.
Хотя бессвязность отдельных сцен мешает фильму собраться в нечто по-настоящему осмысленное, этот недостаток компенсируют визуальный ряд и атмосфера. «Свет моей жизни» — это любопытная картина, в которой Кейси Аффлек побоялся бросить вызов зрителю и предпочел смелому фантастическому эксперименту приземленную разговорную драму.