Затхлые и скованные ивняком болота Южной Луизианы метастазами расползаются во все стороны. Миллионы лет эти бездушные лужи наблюдали за солнцем, что встает на Востоке, и неминуемо увидят, как оно в последний раз нырнет за горизонт. Тогда болота вскипят, кишащая в них живность обратится в пепел и на мир опустится тьма — вязкая и беспробудная, — в которой нет места ни отчаянию, ни сожалениям. Некогда суетливую Землю окутает безмятежность.
Никто не ведает, когда наступит пора расплачиваться за тысячелетия чужих прегрешений, поэтому жизнь по-прежнему бурлит. Заводы чадят небо во всех уголках Соединенных Штатов — штампуют пластиковые безделушки, дрянную мебель и роботов, обладающих сознанием. По Великим равнинам колесят повстанцы, которые террором жаждут низложить неугодную власть.
Луддиты выискивают жилы интернета и рубят их в бесформенную массу, дабы обречь человечество на информационную изоляцию. А «Большое яблоко» вместе со всем Восточным взморьем обратилось в руины, дремлющие под одеялом из радиоактивного пепла. Этот мир погружается в безвременье. Его прошлое утратило всякое значение, настоящее сулит лишь горечь, а будущее пребывает в тени неминуемого апокалипсиса.
Последние несколько лет Кей скиталась по Соединенным Штатам. Она путешествовала автостопом от одного умирающего захолустья к другому, спала под открытым небом и в поисках не до конца перегнившей еды рылась в помойках. Вопреки некоторым неудобствам, все эти годы Кей была свободна — от собственных воспоминаний, изжившей себя американской мечты и чужих надежд.
Вот только у любой блажи есть цена, поэтому к началу адвенчуры «Norco» Кей оставляет вольную жизнь и возвращается в отчий дом. Если раньше по его комнатам скитался печальный призрак отца, то теперь к нему присоединилась и мать, которая до последнего делала вид, что рак не сможет ее сломить. Но метастазы сковали сердце этой беспокойной женщины раньше, чем она встретилась с блудной дочерью.
По сути, Кей возвращается к тому, от чего отчаянно бежала — к руинам семьи, которая никогда не знала счастья. И дремлют эти остывшие головешки в Норко, промышленном пригороде Нового Орлеана. Местечко на пару сотен домов, переживших не один потоп и теперь разящих сыростью, утратило всякую надежду. Оно живо исключительно из-за завода, который раскинулся по округе смердящей раной. Еще немного, и Норко испустит дух.
«Norco» имеет привычную для point-and-click адвенчур структуру. На локациях располагаются герои разной степени сумасбродства и необязательные точки интереса, о которых Кей может высказать меланхоличные соображения. И хотя механики игры не назвать революционными, они изобретательно дополняют и искажают консервативный жанр.
В «Norco» нет привычных головоломок, а те, что все же имеются, неразрывно связаны с повествованием и понятной логикой, пусть и изуродованной внешними обстоятельствами. Потому главная задача игры — рассказать историю огромного и диковинного мира через умирающий промышленный городок и горстку его обитателей, никогда не знавших любви.
Ситуации регулярно чередуются, почти выворачивая события наизнанку. Разработчики жонглируют интерфейсами, подачей визуальных и текстовых образов, а также регулярно вводят новые механики. Сколь парадоксально бы это не звучало, но несмотря на тяжесть заплесневелого воздуха, путешествие по луизианским болотам до самого конца остается свежим и непредсказуемым.
Помимо прочего «Norco» выводит идею «High Tech, Low Life» на новый уровень. Во вселенной игры технологии максимально приблизились к привычному киберпанку — корпорации производят разумных роботов, оцифровывают сознание и готовятся покорить космос. Человечеству нужно сделать лишь шаг, чтобы войти в новую эру, в которой, к примеру, существуют герои адвенчуры «The Red Strings Club» (см. наш текст).
Прелесть в том, что прекрасный мир будущего всегда пребывает на периферии. Окрестности Нового Орлеана, в которых разворачивается действие, олицетворяют собой обратную сторону киберпанка, ту самую «низменность». Это забытая Богом заводь, что тонет в огромном болоте под тяжестью собственных сожалений, и ей не нужны ни высокие технологии, ни вера в будущее. Единственное, что ценят в этих краях — покалеченных жизнью людей.
Подстать романам Уильяма Фолкнера «Norco» исследует человеческие судьбы, используя окружение исключительно в качестве живописного фона. Балом правят не визуальные образы, а неуемная фантазия, которой пропитан местный текст. Именно в нем таится вся тоска американского Юга, которому не хватит и сотни тысячелетий, чтобы смириться с поражением в Гражданской войне и собственным упадком.
Фактически, действие игры разворачивается в двух плоскостях. Одну олицетворяет Кей, вторую — ее умершая мать. События постоянно переключаются с одной героини на другую, сталкивают их с новыми знакомыми и жаждут увести в таинственные уголки ночи. Происходящее столь стремительно наслаивается на себя, что непостоянство — едва ли не единственная незыблемая вещь в «Norco».
Но Кей, как и любой приличный ревашольский детектив, ведущий политические дебаты с собственным галстуком (см. наш текст), соткана из воспоминаний. Они напоминают доску в полицейском участке, которую заполонили детали нераскрытого дела, и позволяют в любой момент освежить суть происходящего. И к финалу удивительным образом выясняется, что почти каждая незначительная деталь выступает неотъемлемым кусочком внушительного пазла.
«Norco» — это строптивое дитя «Kentucky Route Zero» и «Disco Elysium», что увлекается фантасмагорическими образами и полными отчаяния текстами. Оно отдаленно похоже на книгу, в которой иллюстрации нужны лишь для антуража, а ключевые идеи скрыты меж слов, что всматриваются в отголоски киберпанка, окруженного покалеченными судьбами и луизианскими болотами. И у этого дитя нет ни прошлого, ни будущего — лишь болезненная иллюзия настоящего.