Сумасшедший гений Пол Томас Андерсон начинал карьеру режиссера и сценариста с копирования чужих приемов и подражания собственным кумирам. Его «Ночи в стиле Буги» отдавали «Славными парнями» Мартина Скорсезе, пожалуй, даже больше, чем «Магнолия» — «Короткими Историями» Роберта Олтмена. Но за ними последовала «Любовь, сбивающая с ног», благодаря которой Андерсон окончательно обрел собственное видение и голос.
Будучи поклонником странноватых и, если вдуматься, жутких комедий с Адамом Сэндлером, Андерсон интерпретировал их на собственный лад и снял совершенно непредсказуемый и нетипичный арт-хаусный ромком, который сумел сполна раскрыть немногочисленные достоинства Сэндлера, упивающегося по ходу картины окружающей его атмосферой безумия.
В свою очередь «Нефть» закрепила за Андерсоном статус большого и самобытного режиссера, не боящегося снимать несвойственное для Голливуда кино, и в последствии позволила ему поработать над «Мастером» и «Врожденным пороком». Эти две крайне своеобразные картины по-прежнему способны у кого угодно выбить почву из-под ног своей эксцентричностью. И несмотря на то, что ненавистников у них не меньше, чем фанатов, они отчетливо демонстрируют, что Андерсон полон креативных идей и поистине нетрадиционных решений. «Призрачная нить», его последняя на сегодняшний день картина, на бумаге выглядит чем-то незамысловатым и прямолинейным, но на деле таит в своих чертогах практически бесконечную глубину.
Главный герой фильма, чопорный английский кутюрье Рейнольдс Вудкок, обитает в послевоенном Лондоне середины XX века. Будучи довольно неординарной личностью, он создал вокруг себя ореол строгих обычаев и беспрекословно выполняемой окружающими рутины. За исполнением этих обычаев и порядком в доме следит его не менее суровая сестра, в то время как великий и ужасный Рейнольдс создает произведения искусства из драгоценных тканей и раритетных французских кружев времен Ренессанса. А где-то в дальнем углу ютится раздавленная этой изысканной диктатурой безымянная девушка — предположительно, забытая пассия Рейнольдса, жизнь которого романтика давно покинула, если вообще когда-либо посещала ее.
Тем не менее Вудкок не женат на собственной работе, ведь для него она гораздо ближе и важнее любых человеческих страстей. На вопрос о статусе вечного холостяка он отвечает: «Я делаю платья. Я неизлечим». Он любит их больше, чем женщин, больше, чем людей и даже больше, чем образ самой любви. Такой подход к профессии вкупе с притягательной наружностью делает Рейнольдса самым популярным модельером среди наиболее состоятельных и влиятельных особ Англии. Дочери титулованных сэров и жены политиков выстраиваются в очередь, чтобы облачиться в его магические наряды и хотя бы на вечер вырваться из оков своих внешних недостатков.
В один не самый удачный день, испорченный праздной болтовней, токсичный и непримиримый Рейнольдс уезжает в пригород, чтобы развеяться, и встречает там Альму, скромную и слегка неуклюжую официантку, которая, в отличие от главного героя, не чурается своих недостатков. И именно угловатость ее движений и огрехи фигуры будят в Рейнольдсе интерес и наполняют его желанием вылепить из нее свой новый идеал.
Видя в Альме лишенный всяких недостатков манекен, он перевозит ее в Лондон, где она моментально сталкивается с суровыми порядками и сестрой-диктатором. Впоследствии ей предстоит не только окунуться в строгие устои семьи Вудкоков, но и под их натиском попытаться проникнуться чувствами к вечно раздраженному главному герою. Альма вынуждена учиться любить Рейнольдса во время одолевающих его упаднических настроений и приступов агрессии, и лишь после того, как она начинает видеть мир его глазами, он подпускает ее ближе. Тем временем она, устав от жизни по чужим лекалам, решает подчинить происходящее своей воле, стать ведущим в этом странном танце.
По ходу первой половины фильм сосредотачивается на привычной романтической линии, лишь изредка намекая на то, что персонажи, возможно, ведут некую игру, притворяясь сильными и уверенными, или наоборот уязвимыми в своей любви. Но как только зритель поддается этой безмятежной иллюзии, «Призрачная нить» оборачивается неожиданной, дерзкой и странной историей. Историей, походящей на выверенную и более уместную версию «50 оттенков серого», в которой герои ради доминации в полных эмоционального насилия отношениях не брезгуют ничем.
Глубина, которую таит в себе фильм, поражает воображение — «Призрачная нить» исследует десяток различных тем и открывается с новой стороны при каждом последующем просмотре. Картину можно интерпретировать не только с точек зрения максимально непохожих главных героев, но и расценивать их любовь, как отношения между поглощенным ремеслом творцом и его отходящей на второй план женой. Остается лишь удивляться, как много разных фильмов вместила в себя «Призрачная нить», не уступающая по насыщенности даже «Магнолии».
Во время съемок «Призрачной нити» оператор Роберт Элсвит, привычный для Андерсона соавтор по визуальной части, оказался занят, поэтому формально картину снимали без оператора-постановщика. Неожиданно Андерсону удалось и без посторонней помощи выдать, пожалуй, свой самый красивый фильм. «Призрачная нить», благодаря приглушенным и мягким оттенкам, имеет невероятно нежный и неброский вид, который замечательно ложится на ее неспешный ритм и ощущение иллюзорности происходящего. А на фоне этого великолепия маячит удивительный классический саундтрек, по значимости не уступающий ни одному из главных героев и охотно заглушающий все посторонние звуки.
«Призрачная нить» умудрилась выделиться даже среди прочих работ режиссера. Она безупречна в каждом аспекте: Дэниел Дэй-Льюис вновь подтвердил звание лучшего актера современности; звуковое сопровождение — уникально для кинематографа; а визуальная составляющая не сравнима ни с чем, что до этого делал Андерсон. Ему снова удалось выстроить многогранную и непредсказуемую историю, все темы, подтексты и мотивы которой едва ли удастся уловить за один просмотр.