Сумасшедший гений Пол Томас Андерсон начинал карьеру режиссера и сценариста с копирования чужих приемов и подражания собственным кумирам. Его «Ночи в стиле Буги» отдавали «Славными парнями» Мартина Скорсезе, пожалуй, даже больше, чем «Магнолия» — «Короткими Историями» Роберта Олтмена. Но за ними последовала «Любовь, сбивающая с ног», благодаря которой Андерсон окончательно обрел собственное видение и голос.

Будучи поклонником странноватых и, если вдуматься, жутких комедий с Адамом Сэндлером, Андерсон интерпретировал их на собственный лад и снял совершенно непредсказуемый и нетипичный арт-хаусный ромком, который сумел сполна раскрыть немногочисленные достоинства Сэндлера, упивающегося по ходу картины окружающей его атмосферой безумия.

В свою очередь «Нефть» закрепила за Андерсоном статус большого и самобытного режиссера, не боящегося снимать несвойственное для Голливуда кино, и в последствии позволила ему поработать над «Мастером» и «Врожденным пороком». Эти две крайне своеобразные картины по-прежнему способны у кого угодно выбить почву из-под ног своей эксцентричностью. И несмотря на то, что ненавистников у них не меньше, чем фанатов, они отчетливо демонстрируют, что Андерсон полон креативных идей и поистине нетрадиционных решений. «Призрачная нить», его последняя на сегодняшний день картина, на бумаге выглядит чем-то незамысловатым и прямолинейным, но на деле таит в своих чертогах практически бесконечную глубину.

Главный герой фильма, чопорный английский кутюрье Рейнольдс Вудкок, обитает в послевоенном Лондоне середины XX века. Будучи довольно неординарной личностью, он создал вокруг себя ореол строгих обычаев и беспрекословно выполняемой окружающими рутины. За исполнением этих обычаев и порядком в доме следит его не менее суровая сестра, в то время как великий и ужасный Рейнольдс создает произведения искусства из драгоценных тканей и раритетных французских кружев времен Ренессанса. А где-то в дальнем углу ютится раздавленная этой изысканной диктатурой безымянная девушка — предположительно, забытая пассия Рейнольдса, жизнь которого романтика давно покинула, если вообще когда-либо посещала ее.

Тем не менее Вудкок не женат на собственной работе, ведь для него она гораздо ближе и важнее любых человеческих страстей. На вопрос о статусе вечного холостяка он отвечает: «Я делаю платья. Я неизлечим». Он любит их больше, чем женщин, больше, чем людей и даже больше, чем образ самой любви. Такой подход к профессии вкупе с притягательной наружностью делает Рейнольдса самым популярным модельером среди наиболее состоятельных и влиятельных особ Англии. Дочери титулованных сэров и жены политиков выстраиваются в очередь, чтобы облачиться в его магические наряды и хотя бы на вечер вырваться из оков своих внешних недостатков.

В один не самый удачный день, испорченный праздной болтовней, токсичный и непримиримый Рейнольдс уезжает в пригород, чтобы развеяться, и встречает там Альму, скромную и слегка неуклюжую официантку, которая, в отличие от главного героя, не чурается своих недостатков. И именно угловатость ее движений и огрехи фигуры будят в Рейнольдсе интерес и наполняют его желанием вылепить из нее свой новый идеал.

Видя в Альме лишенный всяких недостатков манекен, он перевозит ее в Лондон, где она моментально сталкивается с суровыми порядками и сестрой-диктатором. Впоследствии ей предстоит не только окунуться в строгие устои семьи Вудкоков, но и под их натиском попытаться проникнуться чувствами к вечно раздраженному главному герою. Альма вынуждена учиться любить Рейнольдса во время одолевающих его упаднических настроений и приступов агрессии, и лишь после того, как она начинает видеть мир его глазами, он подпускает ее ближе. Тем временем она, устав от жизни по чужим лекалам, решает подчинить происходящее своей воле, стать ведущим в этом странном танце.

Рецензия на фильм “Призрачная нить”, Deaddinos - изображение 1

По ходу первой половины фильм сосредотачивается на привычной романтической линии, лишь изредка намекая на то, что персонажи, возможно, ведут некую игру, притворяясь сильными и уверенными, или наоборот уязвимыми в своей любви. Но как только зритель поддается этой безмятежной иллюзии, «Призрачная нить» оборачивается неожиданной, дерзкой и странной историей. Историей, походящей на выверенную и более уместную версию «50 оттенков серого», в которой герои ради доминации в полных эмоционального насилия отношениях не брезгуют ничем.

Глубина, которую таит в себе фильм, поражает воображение — «Призрачная нить» исследует десяток различных тем и открывается с новой стороны при каждом последующем просмотре. Картину можно интерпретировать не только с точек зрения максимально непохожих главных героев, но и расценивать их любовь, как отношения между поглощенным ремеслом творцом и его отходящей на второй план женой. Остается лишь удивляться, как много разных фильмов вместила в себя «Призрачная нить», не уступающая по насыщенности даже «Магнолии».

Рецензия на фильм “Призрачная нить”, Deaddinos - изображение

Во время съемок «Призрачной нити» оператор Роберт Элсвит, привычный для Андерсона соавтор по визуальной части, оказался занят, поэтому формально картину снимали без оператора-постановщика. Неожиданно Андерсону удалось и без посторонней помощи выдать, пожалуй, свой самый красивый фильм. «Призрачная нить», благодаря приглушенным и мягким оттенкам, имеет невероятно нежный и неброский вид, который замечательно ложится на ее неспешный ритм и ощущение иллюзорности происходящего. А на фоне этого великолепия маячит удивительный классический саундтрек, по значимости не уступающий ни одному из главных героев и охотно заглушающий все посторонние звуки.

«Призрачная нить» умудрилась выделиться даже среди прочих работ режиссера. Она безупречна в каждом аспекте: Дэниел Дэй-Льюис вновь подтвердил звание лучшего актера современности; звуковое сопровождение — уникально для кинематографа; а визуальная составляющая не сравнима ни с чем, что до этого делал Андерсон. Ему снова удалось выстроить многогранную и непредсказуемую историю, все темы, подтексты и мотивы которой едва ли удастся уловить за один просмотр.

Кирилл Ушаков
Медлительный диплодок