Каннский кинофестиваль, как главная альтернатива стандартизированному «Оскару», всегда отличался широким спектром мнений. В разные периоды на Лазурном берегу побеждали и сложносочиненные «европейцы», и скромные «азиаты», и даже героические подвиги Советов. Благодаря ежегодно сменяемому жюри этот синематографический карнавал редко повторяет свой путь.
По большей части французские «Канны» посвящены гуманистическому европейскому кино. Они были организованы в ответ на ужесточение пропаганды фашизма в рамках Венецианского фестиваля, проводимого под жестким присмотром Муссолини. Но по иронии первым обладателем «пальмовой ветви» стал удалой американский вестерн — тоже бесстыдно политизированный.
Хотя «Юнион Пасифик» Сесила ДеМилля корректнее считать нулевым триумфатором. Дебютный смотр, запланированный на сентябрь 1939-го года, пришлось отложить в связи с разгоревшейся мировой войной. Кино вернулось на Лазурный берег спустя семь лет, когда хруст чудовищной мясорубки окончательно сошел на нет. А уже в 21-м веке жюри ретроспективно определило победителя среди той самой программы.
Перед Второй мировой по другую сторону океана кипели нешуточную страсти — американская столица кино окончательно наладила конвейерное производство и была максимально сосредоточена на техническом усовершенствовании бизнеса. Правда совсем недавно долина неподалеку от Лос-Анджелеса имела опосредованное отношение к фильмам и лишь раз использовалась для съемок короткометражного вестерна знаменитым Дэвидом Гриффитом.
В начале 1930-х компания друзей, во главе которой расположился бывший театральный актер ДеМилль, объединилась в полноценную киностудию и сняла в окрестностях Голливуда первую большую картину «Муж индианки». За успехом последовали переименование в «Paramount Pictures» и расширение бизнеса. С тех пор имя продюсера прочно закрепилось на небосводе Голливуда, а неприметная холмистая местность превратилась в мекку кинопроизводства.
«Я снимаю картины для людей, а не для критиков»
— Сесил ДеМилль
В собственной студии ДеМилль одновременно занимал множество ролей — от директора до ассистента, — доснимал чужие картины и создавал свои, напирая на неумолимое движение прогресса. Именно он, несмотря на финансовые проблемы во время Великой Депрессии, популяризировал краны для камер и новаторские устройства для звукозаписи и освещения.
ДеМилль — целая веха в истории американского кино. К 1939-му году он снял не один десяток картин, из которых, правда, только несколько имели художественную ценность. Режиссер отличался тяжелым характером и грандиозными амбициями — скромных павильонов и камерных постановок ему было мало. По-настоящему его увлекали бесконечные и малоизученные просторы родины.
Если для первой картины ДеМиллю понадобилась целая долина, то ради «Юнион Пасифик» он замахнулся сразу на оба побережья Соединенных Штатов, как и на все, что лежало между ними. Вестерн о последствиях Гражданской войны начинается на восточном берегу и сквозь дикие края следует к манящему Западу, в буквальном смысле прокладывая по ним дорогу.
По сюжету раздробленная на Север и Юг страна отчаянно ищет единения, и указом Линкольна начинается строительство огромной железной дороги из Среднего Запада в Калифорнию. Компания «Юнион Пасифик» берет на себя прерии Небраски и Юты, а их конкуренты из «Сентрал Пасифик» должны покрыть пустынную Неваду и остаток пути до Лос-Анджелеса.
Однако в случае задержек каждый из конкурентов может проложить и остальную часть рельс. Потому жадные и властолюбивые магнаты из Калифорнии решают сорвать строительство восточной части дороги и тем самым разорить «Юнион Пасифик». Для этого на производственный фронтир посылают нечистого на руку картежника, готового внести смуту в ряды честных трудяг.
Пока аферист обирает и спаивает дешевым виски работников, адская стройка требует новых жертв. Чтобы навести порядок в нестройных строительных рядах «Юнион Пасифик» нанимает военного капитана, который представляет собой хрестоматийного киногероя старой школы — статный, благородный и излучающий холодную независимость.
Для завершения классического треугольника ДеМилль помещает в центр событий девушку, одновременно увлекающую и положительного, и отрицательного персонажа. Это выливается в традиционную историю родом из рыцарских романов — скромный, но высоконравственный герой; жадный и коварный злодей; чувственная дама сердца и бесконечные равнины вокруг.
Хотя в любовных злоключениях и верности делу нет ничего примечательного, ДеМилль с завидной дотошностью выстраивает картину на исторической достоверности. В основу фильма легли архивные записи и реальные документы компании «Union Pacific Railroad». Все для того, чтобы облачить весьма незамысловатый сюжет в грандиозный и детальный портрет эпохи.
Судьба не дала Каннскому кинофестивалю появиться на свет в 1939-м году, заставив его дождаться победы над нацизмом. Как в предыстории картины «Юнион Пасифик» Гражданская война разрушила все привычные устои и пошатнула веру в будущее, так Вторая мировая поставила саму жизнь на паузу. Но добро победило, а железная дорога и новый праздник кино приступили к работе, с годами проложив путь надежды сквозь разрозненный и жаждущий общности мир.