Чтобы встать на одну ступень с большими научно-фантастическими произведениями современности, роману «Аннигиляция» за авторством Джеффа Вандермеера и его не столь успешным и, прямо скажем, менее качественным продолжениям недостает самую малость.

Данная книжная серия, ошибочно сравниваемая с «Пикником на обочине» Стругацких и, как следствие, «Сталкером» Тарковского, в действительности больше тяготеет к Лавкрафту с его жутким переплетением хоррора, мистики и религии. Она повествует о небольшой области, подвергшейся резкому и необъяснимому изменению — ее накрыло прозрачным, практически непроницаемым для людей Мерцанием. Под его воздействием флора и фауна мутировали до неизвестных науке форм, а связь с людьми, оказавшимися под этим нерукотворным куполом, оборвалась.

Рецензия на фильм “Аннигиляция”, Deaddinos - изображение 1

Впоследствии на границе с Мерцанием был учрежден «Южный Предел» — филиал ЦРУ по изучению и борьбе с так называемой Зоной Икс, но любые попытки силой повлиять на сложившуюся ситуацию оборачивались агрессивным ответом живой среды с сопутствующими жертвами и захватом все большей площади вокруг, казалось бы, ничем не примечательного побережья.

В результате, было принято решение попытаться добиться ответов мирным, научным путем. Правда, почти никто из посланных за сияющую границу так и не вернулся, и главным умам страны приходилось оперировать лишь крохотными данными, которые удалось извлечь из-за непроницаемой ограды.

Именно тут в дело вступает Алекс Гарленд, сценарист Бойловского «Пекла» и режиссер совершенно волшебного триллера «Из Машины». Выстрадав право на экранизацию первой книги Вандермеера, он досконально разобрал его научно-фантастический трактат и реконструировал по собственному, совершенно иному видению. В результате, именно у фильма оказалось гораздо больше «заимствований» и параллелей со «Сталкером» Тарковского, нежели у оригинального романа.

Отбросив поднятые в книгах вопросы о природе Зоны Икс, причинах ее возникновения и прочих научных загадках, Гарленд углубился в философские изыскания и тотальную рефлексию, сосредоточившись на экзистенциальных и общечеловеческих проблемах. Загадки, на которых держался роман, оказались ему неинтересны, поэтому он демонстрирует ответы на них буквально в первой сцене. Предыстория и громоздкие подробности предыдущих экспедиций либо выброшены на ветер, либо упомянуты вскользь, а имеющие к ним отношение персонажи переиначены до такой степени, что связать их с книжной трилогией крайне проблематично.

По сюжету фильма пять женщин отправляются в Зону Икс, каждая по личным причинам и с собственным жизненным багажом. «Мы все здесь попорченный товар», — говорит один из персонажей про этих совершенно непохожих дам, одновременно застрявших и в новом, не поддающимся объяснению мире, и в своих хорошо знакомых проблемах.

Натали Портман досталась роль биолога, которая пытается постичь истинную суть Зоны Икс, дабы найти лекарство для одного из участников прошлой экспедиции — первого вернувшегося домой солдата. С ней за компанию отправляются геоморфолог, совсем недавно похоронившая болевшую раком дочь; физик, скрывающая следы многочисленных попыток самоубийств; бесконечно одинокая парамедик и директриса «Южного Предела», уставшая отправлять людей на бойню и решившая самолично взглянуть в глаза Мерцанию. К сожалению, фильм не обращает должного внимания на их характеры, а виной тому его невыдающаяся продолжительность.

Тем не менее для каждой из героинь путешествие оказывается максимально личным, каждая воспринимает его на собственный лад и вкладывает в происходящее особый смысл. В частности, одна из героинь умудряется завершить свой путь еще до начала общей истории, а остальные по ходу действия либо обретают смирение, либо тонут в гнетущей депрессии и недоверчивом отрицании.

Рецензия на фильм “Аннигиляция”, Deaddinos - изображение 2

Для героинь пребывание внутри Мерцания сродни отражению их собственного пути и преодолению боли от выпавших на их долю испытаний. Депрессия из-за гибели любимых, смятение от близости смертельной болезни или боль от одиночества способны дезориентировать людей, сбить с выбранного пути и разрушить коммуникацию с окружающими. Подобный эффект на героинь фильма оказывает путешествие в неизведанную Зону Икс.

Пока люди, находящиеся в Мерцании, деструктивны по отношению к себе — оно деструктивно по отношению к ним. А реагируют героини на выпавшие на их долю испытания, как моральные, так и физические, совершенно по разному — кто-то отчаянно желает бросить все еще в самом начале пути, а кто-то идет до конца за ответами, которые, вероятно, не принесут никакого удовлетворения. Поход сквозь инопланетную территорию, равно как и самокопание, меняет их до неузнаваемости.

Рецензия на фильм “Аннигиляция”, Deaddinos - изображение 3

При довольно скромном бюджете «Аннигиляция» выглядит чертовски красиво, что является крайне немаловажной деталью. Те, кто читал книги, сразу заметят — если что-то Гарленд и перенес из романов прямиком на экран, так это безграничную любовь Вандермеера к своему маленькому вымышленному миру. Его произведения наполнены многочисленными описаниями обитателей Зоны Икс и особенностей ее флоры. Создатели фильма также бросили едва ли не все свои силы на то, чтобы вдохнуть жизнь в фантасмагоричные леса, болота и пляжи, раскинувшиеся внутри Мерцания.

Еще до «Аннигиляции» Гарленд зарекомендовал себя мастером в использовании мельчайших деталей — «Из Машины» до такой степени пестрил визуальными намеками, что внимательный зритель мог разгадать его главную загадку гораздо раньше, чем ее успевала раскрыть сама картина. «Аннигиляция» тоже изобилует любопытными деталями, такими как, на первый взгляд, заурядные капли на стенках стакана или название книги, промелькнувшей в руках главной героини. При том, что они не несут в себе серьезной смысловой нагрузки и перевернуть события фильма с ног на голову им не под силу, они придают происходящему глубины, делают его более осязаемым и фактурным.

Рецензия на фильм “Аннигиляция”, Deaddinos - изображение 4

В угоду тому, что главная роль в «Аннигиляции» отведена Мерцанию, а вовсе не исследующим его людям, картина делает слишком сильный упор на рефлексию, не оставляя места для развития персонажей. Потому история в фильме может показаться неуклюжей и угловатой. Идеи Гарленда восхитительны — они изложены доступным языком и побуждают к размышлениям, но сюжет чувствуется форсированным из-за относительно короткого экранного времени. Картина столь резко переходит к финальному акту, что утонувший в океане метафор и самокопания зритель может оказаться совершенно к нему не готов.

Если не разбирать «Аннигиляцию» на мелкие составляющие, то окажется, что вопреки всем шероховатостям Гарленд вновь отметился цельной и самобытной работой, у которой есть собственное лицо. К тому же он она отлично чувствует себя в отрыве от романа, что одновременно делает ее как идеальным дополнением к нему, так и отличным самостоятельным произведением.

Кирилл Ушаков
Медлительный диплодок