В непримечательной квартирке некогда яркого Парижа, а ныне выцветшего подобно старой кинопленке, бушуют нешуточные эмоции. Молодая пара в одночасье сменяет страсть на ругань, чтобы спустя миг смыть презрительные комментарии поцелуями. И это при том, что скромный преподаватель литературы впервые постучал в дверь девушки-бунтарки буквально вчера.
Эта любовная история далека от привычной романтики. Отношения, родившиеся из недопонимания и конфликта, с самого начала оказываются бесплодными. Эмили, сбитая с толку и боящаяся своих бурных чувств, осторожно и неловко тянется к неожиданной влюбленности, но лишь обжигается о леденящий холод Камиля, которому нет дела до каких бы то ни было привязанностей.
Дни они проводят в рутинной спешке современного Парижа, а вечера — в липких от пота простынях и очередных склоках. Но вскоре молодой человек все же поддается чувствам и решает открыться возвышенным отношениям. Вот только не с Эмили, что вечно отталкивает его в надежде вызвать ревность, а с более сговорчивой коллегой по работе.
В этот момент повествование картины «Париж, 13-й округ» могло бы мимикрировать под бульварное чтиво. В центре — любовный треугольник, привычный, как ночная духота столичных многоэтажек, и подогреваемый саркастической ревностью. Однако Жак Одиар, который большую часть карьеры режиссирует довольно пессимистичные истории, легким мановением руки разводит конфликтующих по углам.
В компанию Камиля и Эмили бесцеремонно, вопреки собственной скромности, вторгается Нора. Подстать двум героям, что встретились и разошлись благодаря странному стечению обстоятельств, студентка юридического института также по чистой случайности оказывается в непривычных отношениях — стесняющаяся собственной тени, она заводит интимную дружбу с порноактрисой.
Затем, согласно приземленным законам драматургии, жизнь сталкивает Нору с Камилем и завязывает тем самым всех героев в тугой узел повествования. На первый взгляд, любовный четырехугольник должен растаять не менее стремительно, чем он появился на свет. Но непрочные связи напротив становятся решающими в том, как сложатся жизни героев.
Так, одинокая Эмили страшится своей уязвимости, которая кроется в зависимости от чужого тепла, но благодаря холодному Камилю учится не вцепляться в людей при первой близости. В компании с Норой и сам парень обретает более ясную цель в жизни. А в застенчивой студентке, что окунулась в отношения с более раскованной девушкой, расцветает уверенность в себе.
Не смущаясь откровенно эротических сцен, Одиар показывает, как мимолетные встречи и случайные знакомства влияют на современную молодежь. В хитросплетении людей и мнений брошенные в воздух идеи подхватывают чужие уста и разносят их во все стороны для того, чтобы однажды они укоренились в голове совершенно незнакомых людей.
Хотя действующие лица — живые и уникальные персоны, — главным героем картины выступает общество во всем своем многообразии и целостности. Сколь обособлены бы не были люди, их самобытность всегда подстегивает рост или падение личности по соседству. Даже Камиль, меняя собственное восприятие мира, распространяет его и на подруг.
В итоге молодые люди пытаются совладать со стремительным миром посредством поисков себя. Идея «Парижа, 13-й округ» вторит оной из драмы «Худший человек на свете» (см. наш текст), в которой героиня ради сохранения собственной внутренней искры сжигала мосты с окружающими. Персонажи Одиара же намеренно бросаются в незначительные отношения, чтобы из боли расставаний взрастить свои характеры.
С одной стороны кажется, будто режиссер изображает молодежь легкомысленной и эгоистичной — никто не задумывается о чувствах других и подходит к важным решениям весьма неосторожно. Но постепенно шаги героев наливаются свинцом, хотя поначалу их поступь и выглядела невесомой, и к финалу они добираются совершенно другими людьми, несмотря на то, что картина ни на секунду не отрекается от игривой беззаботности.
Во многом «Париж, 13-й округ» — взрослый фильм. В нем режиссер преклонных лет, не стесняясь и не прячась за эвфемизмами, говорит об интимном. Но главная зрелость состоит в том, что Одиар принимает фривольность современного общества не как порок, а как самобытность. В его руках молодость учится на ошибках легкомыслия точно так же, как старшее поколение когда-то цеплялось за собственную неопытность.
В обертке непринужденной комедии Жак Одиар уместил многослойную историю о вседозволенности поздней юности, бодрящая легкомысленность которой способна пробиться сквозь асфальт любых невзгод. В считанные секунды герои проживают страсть, любовь и дружбу, которые меняют не только их самих, но и совершенно незнакомых людей во всех концах света.